Опасные приоритеты. Чем в разгар энерготеррора заняты Минэнерго и «Энергоатом»

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Опасные приоритеты. Чем в разгар энерготеррора заняты Минэнерго и «Энергоатом» © Getty Images

Украинская энергетика страдает, зализывает раны, ищет комплектующие, средства защиты и возможности для распределения генерации… Но место для мечты есть всегда!

Сидят главные мечтатели страны в Минэнерго и НАЭК «Энергоатом». Отложив все насущное, руками Кабмина они таки направили в Верховную Раду любимый прожект «Энергоатома» о достройке третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС.

Причем даже сильно заморачиваться не стали, проштамповав в проекте цифры достройки из 2018 года. Зато честно написали, что цифры расчетов — полная туфта и будут потом допилены лобзиком (переформатированы). На какие? Так и сами чиновники понятия не имеют. Учитывая, что и ТЭО шестилетней давности реалистичностью не страдало (цена была занижена минимум вдвое), получилась типичная продажа кота в мешке.

Подача проекта совпала с возобновившимся энергетическим террором, поэтому приоритетность документа вызвала еще больше вопросов. Энергосистеме в ближайшие годы слабоманевренные мощности атомки не нужны от слова «совсем». Тем более что денег на достройку нет и в ближайшие годы не предвидится. А это не означает, что нельзя попилить на имитации работ.

Чтобы хоть как-то оправдаться, инициаторы прожекта, в лучших традициях барона Мюнхгаузена, нафантазировали, что в 2050-м в энергосистеме будет 100 млн кВт мощности, в том числе 23 миллиона от АЭС. Тут все «нормально» — эти цифры забиты в так называемой Энергостратегии, которая триумфально провалилась в Лондоне, вызвав «нулевой интерес» инвесторов.

И вся эта возня происходит в момент, когда системе нужна распределенная генерация, а не заброшенные руины и зависшие на долгие годы деньги.

Один из блоков Хмельницкой АЭС, четвертый, вообще можно оформлять как оптическую иллюзию. Руины его можно увидеть и даже потрогать, а чтобы что-то там «достроить», надо хотя бы очистить от них стройплощадку. Собственно, строить его, несмотря на кучу заявлений, никогда не собирались, да и сейчас мало что изменилось. Но очень хочется хотя бы попытаться «освоить» кучу денег.

Еще составители, в лучших традициях 90-х, «кинули» местные районные рады. Согласно законодательству, им надо выделить на соцобеспечение в 30-километровой зоне вокруг АЭС 10% от стоимости строительства (согласно предыдущему ТЭО выходило более семи миллиардов гривен). Министерство же предлагает сократить выплаты в двадцать раз — до 0,5% от стоимости. Кстати, в пояснительной записке новую цифру уточнять не стали, скромно написав «до 10%», и ведь правда — полпроцента меньше десяти.

Обоснование уровня «кому должен — всем прощаю». Написали, что раз «Энергоатом» несет большую социальную нагрузку на компенсацию тарифов населения, что чистейшая правда, значит, платить еще и местным не может. Поэтому (а почему нет) социальную нагрузку с НАЭК надо полностью переложить на бюджет. Бинго!

Упущен небольшой нюанс. Когда местные рады ранее согласовывали разрешения на строительство, они соглашались именно на соцпакет в 10%. Только по третьему блоку, строительство которого все же более-менее реально, обязательства перед Нетишинской (где, кстати, атомщики и обитают) и Изяславской районными радами сокращаются с 3,7 млрд грн до менее 200 млн. Разница заметная, потому кидок хотят оформить отдельным законом. Чтобы НАЭК потом могла, скорбно закатывая глазки, отвечать, что это все не они, а козни парламента.

Но если данная новация — «мелкое хулиганство», то ряд пунктов тянут на более серьезные статьи.

Так, предполагается, что новые блоки будут работать аж 80 лет — полвека основного срока, а потом еще и 30 лет продленного. В общем, до начала 2100-х годов.

При этом, во-первых, по факту и по проекту первый блок рассчитан всего на 30 лет, во-вторых, проектировщик еще год назад утверждал, что и фундамент выдержит всего 50 лет. И даже тут был неслабый передерг, ведь состояние фундамента 4-го блока неизвестно вообще никому — он уже около 20 лет, вместе с нижними этажами, затоплен водой. Так как откачивать ее дорого и никому не было нужно, все команды управленцев НАЭК годами подписывали любые заключения о его состоянии, а сами же проектировщики занимались откровенным подлогом.

Выглядел подлог незамысловато: на АЭС приезжали несколько экспертов, ходили только по 3-му блоку, делали его оценку и честно заключали, что не мешало бы вопрос изучить глубже и дороже. Затем подходили к руинам четвертого блока, любовались зайчиками света на воде и в глубинах нижних уровней отчетливо видели, что все там просто замечательно. Так, согласно отчетам, оказывалось, что осматривали и оценивали ОБА блока. После чего «Энергоатом», ссылаясь уже на авторитет экспертов, еще с начала десятых годов заявлял, что бетон в воде только набирает прочность. Нет, это не нынешний глава «Энергоатома» Петр Котин начал.

По идее, за такие отчеты после 26 апреля 1986-го должны отрывать руки. Но наши «регуляторы» поясняют: «Вы же понимаете, все равно эту фигню (то есть блок №4) никто достраивать не будет, зачем же нам обострять отношения с НАЭК на ровном месте? Вот если дойдет до реального строительства, вот тогда. Опять же, других проектировщиков у нас нет, а с зарплатой там и так неважно. Так что за неимением гербовой…».

Что ж, мы к реальному строительству ближе, чем когда-либо. Очень хотелось бы услышать, что наши регуляторы скажут теперь.

Что еще хуже, в эти несчастные блоки собираются впихнуть уже третий тип ректоров. В 2006-м основным достройщиком предполагался российский «Атомстройэкспорт». Тогда же была сделана оценка технического состояния блоков. Вот с тех пор именно ее и переписывают. С новой за почти двадцать лет не сложилось. Готовность блоков до сих пор, как в 1990-м, — порядка 30% для 3-го и 10% для 4-го.

Но НАЭК предпочитает оперировать более радужными цифрами так называемой строительной готовности. У них 3-й блок «готов» аж на 70%. И нынешний министр Герман Галущенко уже пообещал достроить его за 2,5 года.

Справедливости ради «воздушные замки» такой высоты даже глава НАЭК публично поддерживать не рискнул. Даже в оптимистичном ТЭО образца 2018-го написано о пяти годах, а на самой ХАЭС, где иллюзий еще меньше, заявляли минимум о шести.

Как мы уже писали, основной сценарий — купить ненужное оборудование у Болгарии. Переговоры идут больше года, и пока прогресс виден только в цене вопроса. Изначальный прайс был «не менее 602 млн евро», потом цену подняли до миллиарда, а сейчас решили без лишней конкретики оперировать фразой «от 750 млн и выше», бывает, задирая и за миллиард.

Петр Котин в конце марта освещал ход переговоров так: «…болгарская сторона постоянно стремится добиться для себя большей выгоды, чем эти 600 миллионов… чем больше времени проходит, тем более высокие цены они озвучивают, но мы по-прежнему сосредоточены на цене в 600 миллионов».

Цена еще не определена. Деньги для ее оплаты не найдены, — украинцам наши чиновники не говорят ничего, болгарам говорят, что это будут деньги Евросоюза, знает ли Евросоюз об этом, вопрос. Но Петр Борисович уже поставил перед строителями и Хмельницкой станцией задачу подготовиться к монтажу в июне этого года.

Цитируя Котина, «Энергоатом» будет готов начать пусконаладочные работы по новому реактору через два-три года». Поясняя Котина, два-три года — это срок, необходимый для изготовления турбины для энергоблока, а пусконаладочные работы — это что угодно в какие угодно сроки.

Как и ожидалось, работ по 4-му блоку, несомненно временно, не намечается: «Второй реактор будет установлен позже». Ну, позже — это понятно, еще же воду из руин откачивать.

Любопытно, что мимоходом Котин передает сердечные приветы харьковскому «Турбоатому»: «Энергоатом» ведет предварительные переговоры с General Electric (GE.N) и открывает новую страницу для строительства турбин». Ранее предполагалось, что турбины будут харьковские. Собственно, некий задел по созданию турбины для 3-го блока уже есть. Но НАЭК не до локализации и поддержки харьковчан.

Кстати, сейчас в Польше, Чехии и Болгарии ожидается строительство американских, корейских и, возможно, французских реакторов. При этом местные везде уже выбили локализацию не ниже 65–70%. Но, похоже, у НАЭК и тут свой путь.

Может, стоило бы его публично озвучить? Начав с истории о ремонте турбины 2-го блока на той же ХАЭС. Где основная претензия, что ремонт хотят сделать дешевле, чем хочет НАЭК. Понимаете, какие приоритеты.

Поэтому обсуждение проекта достройки на ХАЭС не должно стать формальностью. Это десятки миллиардов гривен, новые тарифы для населения, новые проблемы при невнятных выгодах и необходимости. Учитывая нынешние потери энергосистемы, и у Минэнерго, и у НАЭК приоритеты точно должны быть другие.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме