КИЕВСКИЕ КОЛОКОЛА БЛИЗКИ ВСЕЙ ЕВРОПЕ

Поделиться
В рамках программы Совета Европы «Дни европейского культурного наследия-98» группа известных худо...

В рамках программы Совета Европы «Дни европейского культурного наследия-98» группа известных художников в количестве 22 человек из 9 стран (Австрии, Болгарии, Италии, Германии, Франции, Польши, Литвы, Югославии и Украины) совместно трудилась в Киеве над международным художественно-культурологическим проектом «Собор».

Во время общей работы и дискуссий с помощью архивных материалов, множества копий с фрагментами иконографий, порой даже научной документации о возрождении Михайловского Златоверхого собора и личных впечатлений от столицы Украины люди искусства со всей Европы раскрывали 2000-летнюю историю христианства в целом и факт реконструкции выдающегося памятника архитектуры. А его возрождение сегодня, как бы там ни было, является для каждого из нас символом каких-то перемен, возвращением к духовному началу, казалось, утраченному навсегда. Консультантом «Собора» стал искусствовед Михаил Дергачов, а куратором - не менее известный киевский художник Анатолий Федирко. На его счету это не первая подобная акция под эгидой Совета Европы. В прошлом году успешно удалось воплотить в жизнь его детище «Лицом к лицу» - проект, созданный в ландшафте Черновцов. Который, кстати, оценили не только у нас, но и в Швейцарии на Женевском фестивале современного искусства «ЕвроART-98».

Возвращаясь непосредственно к «Собору», хочется прежде всего отметить, что специально для него была разработана особая технология красок. Отвечал европейским стандартам и уровень мастерства самих художников, который без преувеличения становился на несколько порядков выше благодаря огромному желанию принять участие в подобном мероприятии. Об этом свидетельствует собственноручно оплаченная в обе стороны дорога и медицинская страховка. Ну а имена скажут сами за себя: Урсула Стеулер (Мангейм), Гросс Хариэт (Вена), Александра Раджионнери (Флоренция), Валери Георгиев (София), Владимир Тяпкин (Белград), Барбара Буяс-Шозда (Краков), Ирина Каленик (Черновцы) и, конечно, многие другие.

Созданные в характерной манере для национальной школы каждого художника изобразительные полотна, а именно - живописные панно общей площадью 180 кв.м, и сложная инсталляция с использованием элементов архитектуры, скульптуры, археологических находок, фотографий, рисунков, чертежей, наблюдений за реконструкцией Михайловского Златоверхого, личных дневников художников во время работы над проектом отображают ландшафт исторического центра Киева. Все это можно будет воочию увидеть во дворце искусств «Украинский дом» с конца этого месяца.

Ну а пока работы художников оценил только святейший патриарх Украины-Руси Филарет. Он благославил общую попытку отображения духовного наследия людьми разных стран и конфессий. Это еще раз подтверждает то, что сакральные ценности для всех имеют одинаковое значение. И очень важным сейчас, когда везде в мире материальное преобладает над духовным, является воплощение такого экуменического проекта на месте, которое посетил сам Андрей Первозванный и пророчил здесь град великий со множеством церквей и Божьей благодатью. На самих же художников, которые впервые в жизни попали в Киев и буквально за два дня были вынуждены окунуться с головой в творческий процесс, общение с Филаретом произвело огромнейшее впечатление, как, в принципе, и фантастические росписи Софии, мозаика Михайловского, удивительная аура Печерской лавры, в целом архитектура столицы. А она, между прочим, и есть первоосновой для всех культурологических проектов Совета Европы.

И безусловно, еще одним важным моментом этой акции остается фактор сотрудничества украинцев с западными художниками, заинтересованность их в нашей тематике. А ведь в проблематике «Собора» вместилась вся украинская история со всеми шероховатостями, когда священный ландшафт Киева хотели обернуть в «пустыню», огромный плац для военных парадов. И этим хотели уничтожить сердце и дух народа. На Западе это отлично поняли, потому и присоединились к проекту, а у нас его выполнение оказалось почти на гране срыва. Городская администрация, чьей прямой обязанностью было поддержать акцию (по крайней мере, так было в других странах), упорно делала вид, что в Киеве ничего такого не происходит, не мозолил глаз и флаг Совета Европы, который все время провисел на здании киевской организации художников «БЖ-Art». А именно там и находились мастерские. Хорошо хоть на выручку пришел Фонд содействия развитию искусств и личные контакты Анатолия Федирко. И художников разместили, и вдохновение нашлось, и проект в срок закончили. А удачно или нет, судить, наверное, каждому из нас, ведь грех оставаться безразличным, когда дело касается духовности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме