БЭБ: как из образца неэффективности стать органом правопорядка

Документ Инфографика Опрос читателей
Поделиться
БЭБ: как из образца неэффективности стать органом правопорядка

К вечеру 11 апреля правительство Дениса Шмыгаля официально уволило с должности директора Бюро экономической безопасности Вадима Мельника «по состоянию здоровья». Формулировка, вероятно, удивила участников временной следственной комиссии по деятельности БЭБ, таможни, налоговой и АРМА, ведь со дня ее создания Мельник ни разу не выглядел больным или уставшим, наоборот, теперь уже экс-директор БЭБ с «милицейским» упорством всегда приходил на заседания комиссии. Что же произошло?

Буквально за несколько недель до увольнения у Мельника появился новый первый заместитель — Эдуард Федоров. Он 15 лет работал в «конторе», как часто называют СБУ, а в 2021–2022 годах занимал должность заместителя начальника отдела Киевской таможни, также был врио начальника отдела. В 2022 году карьера опять пошла вверх, — Федоров возглавил Сумское управление СБУ. Нужно признать, что после полномасштабной агрессии РФ Эдуард Федоров не сбежал и не сдал интересы Украины, как некоторые из глав Службы в пограничных областях. В момент назначения Федорова в БЭБ наши источники в ведомстве заметили, что он — «второй костыль» для Мельника от ОПУ, потому что тот вскоре «уйдет на пенсию», ведь от Мельника результатов как с «козла молока». Совпадает ли представление ОПУ о результативности БЭБ с нашим с вами? Сомневаюсь, но очевидно эффективностью Бюро в 2022 году недовольны все. Что будет в 2023-м, сейчас спрогнозировать сложно.

В итоге план «правоохранительной» рокировки сработал. Вслед за назначением Федорова был уволен Мельник, а бывшего сотрудника СБУ назначили врио директора. Станет ли БЭБ более эффективным? Вырастет ли его результативность? Какие результаты и в чьих интересах у него будут? Разберемся.

Бюро экономической безопасности — это орган правопорядка, расследующий финансовые преступления. Эта структура создана последней среди действующих органов досудебного расследования. И именно к БЭБ при руководстве Мельника было больше всего вопросов. Сначала, по нашей информации, при участии советника президента Зеленского Сергея Шефира в Бюро «зашла» группа Андрея Гмырина, который раньше «окучивал» коррупционные схемы в налоговой милиции и Фонде госимущества, за что буквально на днях был объявлен в розыск детективами НАБУ. Потом всех представителей Гмырина выбросили из БЭБ, а орган перешел «под крышу» Олега Татарова.

Между тем в рамках работы временной следственной комиссии детально анализировали работу БЭБ: от кадрового набора, где сотрудников набирали как попало, и до обсуждения отдельных расследований. Было очевидно, что при Мельнике имел место тотальный упадок. Только после назначения замглавы БЭБ бывшего прокурора Виталия Гагача, который в 2018 году уволился из органов прокуратуры еще до переаттестации, введенной генпрокурором Рябошапкой, Бюро заработало немного лучше. Результаты работы за январь-февраль 2023 года равны, в статистическом соотношении, результатам за весь 2022-й. Возмещение убытков государству также выросло.

На инфографике можно увидеть взаимодействие БЭБ и АРМА, ведь именно в этот орган после вынесения определений следственными судьями передавали имущество, арестованное в рамках расследований Бюро.

Не менее показательны данные по ключевым «теневым» отраслям экономики, где БЭБ расследует преступления и анализирует ситуацию. Да-да, именно анализирует, ведь соответствующая функция прописана в действующем законе и остается неизменной. Нас заинтересовала сфера игорного бизнеса, незаконный оборот табака, история с так называемым черным зерном, а также атака на работу систем Prozorro и Prozorro.Sale.

Например, на инфографике ниже показано, что происходит в сфере незаконного оборота табака.

Стоит задуматься, как при импорте сырья международными производителями на уровне 55% эти же компании уплатили 93% всех акцизов. Это означает, что за 45% сырья, импортированного другими производителями, были значительно занижены фискальные обязательства.

Теперь об истории с «черным зерном». После начала работы «зернового коридора», по состоянию на 31 декабря 2022 года около 10,6 млн тонн зерна на 99,7 млрд грн (или 27% общего объема) экспортировано 631 предприятием с признаками рискованности. Вместе с тем БЭБ проанализировало данные и за январь-февраль 2023 года: 3,5 млн тонн (28%) стоимостью свыше 27 млрд грн вывезено 393 субъектами с признаками риска отсутствия подтверждения цепочки поставок от производителя к экспортеру, что может содержать признаки невозврата валютной выручки (больше о зерновой проблеме — в материале ZN.UA). По результатам рассмотрения в ЕРДР внесены 18 аналитических материалов и документов на общую сумму потенциальных убытков на 4,7 млрд грн. Констатируют неплохо, но это же не Бюро экономической констатации. Поэтому нас интересует другое: сколько лиц получили подозрения по указанным кейсам и когда потенциальные преступники получат обвинительные приговоры?

Здесь проблема лежит в фарватере взаимодействия таможни, БЭБ и СБУ. Так кто же виноват из органов публичной власти?

По поводу атак на транспарентные системы электронных закупок и продаж начнем с письма БЭБ.

Иначе как выдумками и нелогичными интерпретациями назвать ситуацию с системами «Прозорро» нельзя.

Общая неэффективность БЭБ, собственно, и поставила под вопрос целесообразность его дальнейшего функционирования. По результатам работы ВСК было проголосовано решение о негативной оценке работы БЭБ, а также подан законопроект №9080 о перезапуске Бюро. В целом это положительный документ, но и его можно улучшить.

Во-первых, в законопроекте отсутствует положение о том, что конкурсная комиссия при участии международников отбирает также и заместителей директора БЭБ. Во-вторых, не понятно, зачем в комиссии представители СНБО. В-третьих, в проекте вообще отсутствует урегулирование процедуры конкурсного отбора. И последнее, непонятно, а зачем в процедуре аттестации полиграф? Хотя практика по его применению достаточно разнообразная — и в позитив, и в негатив.

Теперь объясним, где именно существуют риски в изменении регулирования БЭБ. Во-первых, метод формирования конкурсной комиссии далек от идеала. По нашему мнению, лучше всего идти по пути, реализованному в НАБУ: трое от Кабмина и трое от правительства, но уже по предложениям международников. Во-вторых рассмотрим в контексте увольнения Мельника и назначения Федорова: ОПУ попытается в административном порядке технически затянуть процесс, предоставив возможность Федорову продемонстрировать результат. Как следствие, нас не должно удивить желание бывшего сотрудника СБУ заявиться на конкурс. Это и хорошо, и не очень. Мы же не забываем, что нынешнее руководство ориентируется на Банковую. Даже допуская, что нынешний врио директора БЭБ доброчестный и профессиональный, а его приход в Бюро под увольнение Мельника — совпадение, но риск контроля над Бюро со стороны ОПУ сохраняется. В-третьих, если законопроект будет принят и пройдет новый отбор на постоянного директора Бюро, то после этого в течение года с момента избрания должны провести переаттестацию сотрудников. То, кто станет новым директором БЭБ, будет определяющим для прозрачности и эффективности очистки указанного органа правопорядка.

Поэтому подытожу: законопроект №9080 уже зарегистрирован и документ надо как можно быстрее принять. БЭБ требуется постоянный руководитель, избранный при определяющем участии международников. Но даже самый идеальный руководитель Бюро в «соло-режиме» сразу не даст результат. Крайне необходимо сразу очистить ряды от недоброчестных и непрофессиональных сотрудников. Еще одно — надо полноценно расследовать все преступления из юрисдикции БЭБ по всем теневым рынкам, объем которых составляет более 200 млрд грн с потерями для государства на уровне 50–80 млрд грн ежегодно. И в завершение, БЭБ после перезапуска надо полноценно финансировать, если при новом руководстве хотим получить ожидаемый результат. И Минфин должен содействовать увеличению финансирования, включая расходы на развитие института, а не урезать соответствующие средства на работу БЭБ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме