Соцобеспечение населения во время войны

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Соцобеспечение населения во время войны © Getty Images
Почему людям так сложно получить международную помощь и как это изменить

Значительное количество населения Украины пострадало и выехало из постоянных мест проживания, бизнес, особенно на северо-востоке, востоке и юге Украины, закрылся или приостановил работу. Миллионы украинцев остались без жилья и доходов, вынужденно переехав в другие регионы. К сожалению, компенсации и репарации — это сложный и длительный процесс, а выживать людям нужно уже сейчас, для чего необходимо аккумулировать все ресурсы и проводить максимально просчитанную и целостную социально ориентированную политику.

Да, пострадавшим от войны украинцам декларативно предоставляется помощь от многих международных организаций: ООН, Международного комитета Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC), Общества Красного Креста, МВФ, Всемирного банка и других. Только в Украине внутренне перемещенных лиц свыше 8 миллионов, а также еще 4,8 миллиона лиц находятся за рубежом. Все эти лица претендуют на получение средств от различных международных организаций, но, к сожалению, большинство из них либо не догадываются об этом, либо сталкиваются со значительными проблемами по верификации и получению социальной помощи от перечисленных выше международных организаций. При этом условия некоторых организаций носят откровенно издевательский характер.

К примеру, получить помощь через гуманитарную программу ООН может лишь семья внутренне перемещенных лиц, если имеет трое и больше детей, при этом младшему ребенку должно быть обязательно менее двух лет. Вопрос: а если одному ребенку из этих троих более двух лет, означает ли это, что им уже не нужна помощь? Неужели все пять человек, включая детей, могут выходить и искать работу на новом месте? По сути, это просто издевательство над многодетными семьями и, на наш взгляд, коррупционная международная схема получения средств на благотворительность с дальнейшим их нерасходованием по назначению.

Также предлагается забюрократизированная и издевательская система получения средств от программы Всемирной продовольственной программы ООН (United Nations World Food Programme, WFE). Для получения этой помощи внутренне перемещенным лицам необходимо становиться в очереди в центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ), чтобы получить сертификат, который после его введения позволяет три месяца получать помощь на уровне 2200 грн на человека. При этом значительное число переселенцев-пенсионеров и семей переселенцев с детьми не могут физически часами стоять в этих очередях или ежедневно приезжать из села в районный центр, чтобы прочитать объявление, что сертификаты закончились.

Getty Images

Такие же сложные, непонятные, с плохо функционирующими сервисами, с почти невозможностью пройти верификацию (если вы, конечно, не являетесь специалистом по ІТ) и другие гуманитарные программы, предлагаемые международными организациями, которые, наоборот, должны бы быть нацелены на действенную и быструю помощь.

На практике, как оказалось, страдания перемещенных лиц, уже находящихся в состоянии стресса, потому что лишились жилья и работы, лишь дополнительно умножаются очередями, процедурами, разными осложнениями в условиях получения средств.

Кроме того, некоторые программы реализуются через партнеров Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Украине, а именно: БФ «Право на защиту» и общественные организации «КрымSOS», «Регион Карпат NEEKA», ОО «Неемия» (Nehemiya). То есть сбор данных и регистрация людей на финансовую помощь от УВКБ ООН выполняют сотрудники и волонтеры этих организаций. Каждая из организаций-партнеров отвечает за отдельные регионы Украины. Это также усложняет, слишком бюрократизирует процесс предоставления помощи беженцам, добавляет ему человеческий дискретный фактор. Досадно, но и внедренная «єДопомога» не помощь на самом деле, а дублирующая систему «Дія» аналогичная система, которая только усиливает электронную бюрократию, забирает время людей, нуждающихся в помощи, и отвечает письменно неделями, если не месяцами: «Заявка в процессе верификации».

Отметим, что при этом суммы средств, которыми владеют эти международные организации, просто колоссальны. Так, только по одной программе Всемирной продовольственной программы ООН ежемесячно на протяжении трех месяцев в Украину, при условии полного покрытия всех перемещенных лиц, поступало бы примерно 0,6–0,7 млрд долл. США! Эти средства могли бы в значительной степени не только решить социальные проблемы перемещенных лиц, но и также снизить давление на валютный рынок Украины. К тому же благодаря этим средствам мог бы значительно и более быстрыми темпами восстановиться отечественный предпринимательский сектор. Большое количество перемещенных лиц почувствовали бы дополнительную защиту и возможность реализовать себя в сложных условиях войны, но большинство испытали лишь разочарование или отчаяние из-за невозможности оформить и получить своевременно эти средства.

Приведенные ситуации и подходы к реализации гуманитарных инициатив на территории Украины обусловливают необходимость переосмысления роли Министерства социальной политики Украины и Министерства цифровой трансформации Украины в решении этих проблем. Надо отходить от практики, когда перемещенное лицо само находит соответствующую программу помощи, верифицируется, пытается решить сопутствующие проблемы, связанные с регистрацией, должно куда-то ехать, выстаивать очередь и, если повезет, получать дополнительные сертификаты, справку на право получения помощи и ожидать неделями или месяцами этой помощи.

Только активная переговорная позиция этих министерств с международными организациями по упрощению условий предоставления выплат, помощи, грантов и прочего, а также внедрение прозрачности, логичности и фокусирование на устранении бюрократических препятствий гуманитарного характера могут решить эту проблему. К тому же неотложного реформирования на уровне министерств социальной политики и цифровой трансформации требует система получения помощи, а именно: ее цифровизации и упрощения.

Оптимальным было бы через сервисы «Дія», «Приват24» или «Ощад24/7», которыми пользуется абсолютное большинство населения Украины, и привязанную к этим сервисам платежную карту заводить все международные программы, гранты и финансовую помощь автоматизировано, без лишних процедур, централизованно решив с соответствующими международными гуманитарными организациями механизм перечисления средств и отчетности.

Полноценная реализация этой инициативы позволила бы Украине как минимум на 1,5–3 млрд долл. ежемесячно улучшать социальное обеспечение пострадавшего от войны населения и значительно снизить давление на отечественный валютно-финансовый рынок.

Разработка на уровне Министерства социальной политики и Министерства цифровой трансформации новых подходов и инструментов привлечения в социальную сферу средств международных доноров и организаций для скорейшего эффективного и стратегически выверенного социального обеспечения пострадавшего от войны населения позволит выиграть финансово-экономическую войну, даже в условиях, когда война примет затяжной характер. Как отмечает Министерство финансов Украины, дефицит бюджета во время войны в Украине составляет примерно 5 млрд долл. в месяц, что является экзистенциальной угрозой не только для финансово-экономического развития, но и для дальнейшего выживания страны. Поэтому надо действовать уже сейчас, оперативно и с нацеленностью на привлечение государственными органами власти максимального количества средств международных организаций для пострадавшего населения Украины.

Больше статей Евгения Редзюка читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме