Возраст пригодности: как молодежь 18–25 лет может быть мобилизована

ZN.UA
Поделиться
Возраст пригодности: как молодежь 18–25 лет может быть мобилизована © EPA-EFE/MARIA SENOVILLA

В Украине продолжается военное положение, а следовательно, продолжается и мобилизация. К сожалению, за почти 10 лет вооруженной агрессии РФ против Украины и два года полномасштабного вторжения так и не появились эффективные процедуры мобилизации, ротаций, учета военнообязанных. Теперь, наконец, появились попытки урегулировать эти вопросы в условиях, приближенных к критическим. 

Но эти попытки правительства вызвали много критики и возмущения в обществе, СМИ и среди депутатов, что заставило Кабмин отозвать законопроект и начать работу над новой редакцией с учетом некоторых замечаний. Мы проанализировали и исследовали предложение о введении базовой военной подготовки и ее влиянии на предельный мобилизационный возраст. Это были наименее дискуссионные нововведения. По нашей информации, в новой версии мобилизационного законопроекта базовая военная служба остается, но срок ее введения предварительно переносится на 2025 год. 

Официально правительство еще не внесло новую редакцию законопроекта о мобилизации. Хотя министр обороны Рустем Умеров заявлял, что документ уже есть и в ближайшее время будет вынесен на согласование Кабмина. По нашим данным, предварительное неформальное обсуждение законопроекта уже состоялось на заседании парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Правки были минимальными. А вот решение о внесении законопроекта в Верховную Раду и его голосование будут принимать не ввиду срочной необходимости, а с учетом политической целесообразности. 

Первое и главное. Согласно предложенным нормам, после прохождения запланированной к введению базовой военной службы (БВС) потенциальным мобилизационным ресурсом также могут стать мужчины в возрасте 18–25 лет, наряду с военнообязанными в возрасте до 60 лет, как это предусмотрено действующим законодательством. Поэтому все обсуждения по уменьшению предельного мобилизационного возраста с 27 до 25 лет выглядят уже не так остро и актуально, поскольку в войско могут быть рекрутированы юноши как 18, так и 22 лет. Сейчас согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе» эту категорию считают призывниками и они подлежат только призыву на срочную военную службу. А поскольку во время действия военного положения призыв на срочную военную службу не проводится, они могут присоединяться к войску лишь по собственному желанию. Исключением являются только те мужчины до 27 лет, у кого есть военно-учетная специальность, проще говоря, те, кто окончил военную кафедру при ВУЗе, высшее военное учебное заведение или ранее проходил службу в армии. 

Второе. Законопроектом предусмотрена ликвидация срочной военной службы. Именно на замену ей и вводят обязательную базовую военную службу для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет. Но не сразу, как было в первой версии законопроекта, а с 2025 года. Ее будут проходить в Вооруженных силах Украины и других воинских формированиях для получения военно-учетной специальности. И вот здесь главной особенностью является то, что после прохождения БВС граждане призывного возраста будут становиться на учет как военнообязанные. А военнообязанные, согласно действующей статье 22 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и статье 39 Закона «О воинской обязанности и военной службе», подлежат призыву во время мобилизации. То есть еще раз акцентируем внимание: в дальнейшем такие граждане могут быть мобилизованы в войско до наступления 25 лет.

Стоит также добавить, что мужчины 18–25 лет могут выбирать год и период прохождения базовой военной службы до того, как им исполнится 25 лет. Такую подготовку будут проводить в высших военных учебных заведениях, военных учебных подразделениях заведений высшего образования, учебных частях (центрах) Вооруженных сил Украины, правоохранительных органах специального назначения и Государственной специальной службы транспорта, а также в заведениях профессионального предвысшего и высшего образования всех форм собственности — то есть во всех «послешкольных» учебных заведениях в частности. 

Граждане Украины, не проходившие военную службу до или во время обучения в ВУЗе, также будут проходить базовую военную службу. А следовательно, обязательность БВС распространяется не только на студентов. 

Сроки базовой военной службы будут составлять до пяти месяцев в мирное время, из которых до трех месяцев проводится базовая общевойсковая подготовка, до двух — профессиональная подготовка. Во время действия военного положения сроки будут определены в соответствующем указе президента Украины.

Важно, что для женщин (за исключением фармацевтов и медиков) вся военная служба будет оставаться вопросом доброй воли и собственного желания. 

Не берясь оценивать рациональность определенных возрастных цензов, в глаза сразу бросается ряд рисков таких нововведений. 

De facto в случае принятия законопроекта потребность Вооруженных сил в учебных возможностях увеличивается в геометрической прогрессии. Где взять инструкторов, амуницию, оружие, боеприпасы, полигоны и учебные центры для подготовки сотен тысяч рекрутов во время прохождения БВС? Сейчас для огромных Сил обороны в больше чем миллион человек и без базовой подготовки рекрутов таких возможностей не всегда хватает. 

Также стоит вопрос: есть ли гарантии, что в БВС не будет негативных аспектов срочной службы — формальной военной подготовки, часов строевой, дедовщины, «покраски травы» и т.п.? Надеемся, у Минобороны есть какой-то план, стратегия или алгоритм воплощения БВС в жизнь и до 2025 года это будет реализовано. 

И едва ли не ключевое — это реакция общества и отсутствие коммуникации со стороны власти. Никаких комментариев (по крайней мере достаточно публичных и заметных) власть предержащих о создании новой и уникальной для нашей страны системы предармейской подготовки в медиапространстве не появлялось. Это, в свою очередь, закономерно приведет к, мягко говоря, большому удивлению двадцатилетних граждан, которые после прохождения БВС вполне законно будут получать повестки на отправку в части. Как такие «сюрпризы» повлияют на доверие общества к субъектам властных полномочий и консолидацию вокруг существующего государственного аппарата, — вопрос риторический. А поэтому крайне важно все же качественно и однозначно описать в предлагаемом законопроекте предельный мобилизационный возраст. 

Вместе с тем введение базовой военной подготовки является общемировой, полезной и немного даже запоздалой, как для страны в войне, практикой. Наш враг воюет не только с Вооруженными силами, которые несут потери, образовывают новые подразделения, нуждаются в ротациях и резервах, но и со всем украинским народом, запуская ракеты по гражданским объектам (в частности по родильному дому в Днепре) и диверсионные группы, одна из которых недавно расстреляла гражданского на Сумщине. В таких условиях нет ничего плохого в умении юношей метко стрелять из автомата и накладывать турникет. 

Также период в пять месяцев вполне достаточен для овладения определенными военно-учетными специальностями, поэтому надеемся, что этот срок в условиях военного положения не будет существенно уменьшен соответствующим указом президента, а БВС не станет формальностью. Поэтому давайте выбирать заранее нашу специальность военного времени.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме