НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ — НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА

Поделиться
О проблемах защиты государственной тайны в эпоху свободы слова Во времена СССР охрана сведений, составляющих государственную тайну, регулировалась преимущественно засекреченными ведомственными инструкциями...

О проблемах защиты государственной тайны в эпоху свободы слова

Во времена СССР охрана сведений, составляющих государственную тайну, регулировалась преимущественно засекреченными ведомственными инструкциями. С провозглашением независимости возникла парадоксальная ситуация, когда при формировании правительственных учреждений в их структурах нередко вообще не предусматривалось наличие органов по охране такой информации. Например, в положении о Министерстве машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии структура органов охраны государственной тайны даже не упоминалась. В 1994 году был принят Закон «О государственной тайне», повернувший деятельность по охране государственных секретов в правовое русло. О том, как сегодня обстоят дела с охраной информации, представляющей для страны жизненно важный интерес, рассказывает Павел Мысник, председатель Государственного комитета Украины по вопросам государственных секретов и технической защиты информации.

- По некоторым данным, в Украине неоднократно возникала ситуация, когда информация, составляющая государственную тайну, становилась достоянием гласности, в связи с чем интересам страны наносился значительный ущерб. Например, в то время, когда на правительственном уровне проводится подготовка к переговорам с представителями иностранного государства, в прессе появляется совершенно конфиденциальная информация, касающаяся будущих переговоров...

- К огромному сожалению, такие случаи действительно были. Относительно того, каким образом эта секретная информация попадала в прессу, нами проводилось специальное расследование (служебное, так как мы не имеем полномочий выполнять оперативно-розыскные функции). Выяснилось, что иногда недостаточно ответственно исполняют свои обязанности сотрудники, отвечающие за подготовку такой информации.

Определенная часть материалов подготовки к будущим переговорам - открытая. Другая часть может быть открыта, «выложена на стол» только во время переговоров, в определенный момент. Конечно, информация такого рода ни в коем случае не должна становиться достоянием гласности до начала переговоров. Но журналисты стремятся во что бы то ни стало раздобыть подобную информацию и написать об этом. И случается, что те, кто будет принимать участие в переговорах с другой стороны, получают определенную информацию раньше, чем, скажем, наши участники переговоров.

- Не являются ли одним из источников утечки конфиденциальной информации такого рода, например, народные депутаты? Ведь обсуждение многих конфиденциальных вопросов, в том числе выносящихся на переговоры, проходит в комиссиях и даже на закрытых заседаниях ВР.

- Верховная Рада действительно беспокоит нас в этом плане. Увы, неоднократно бывало - сразу после окончания закрытого заседания ВР - в средствах массовой информации, в том числе зарубежных, комментируют ту или иную проблему, обсуждавшуюся во время заседания. Это непорядок, и я считаю, что часть депутатов поступает недобросовестно и непатриотично. Ведь если заседание закрытое, то все материалы должны храниться исключительно в первом отделе ВР - читать и выносить из здания их можно только с разрешения этого отдела.

- И каково же в этой связи ваше видение проблемы - свобода слова и государственная тайна?

-Очень сложный вопрос - сегодня все имеют право добывать информацию - где угодно и какими угодно способами. Кроме того, человек, раздобывший информацию, становится ее собственником, и на эту ситуацию достаточно сложно повлиять. Сегодня, на этапе государственного становления, у нас бывают серьезные просчеты в плане несвоевременного закрытия информации, разглашение которой может причинить политический или экономический ущерб государству.

- Во времена СССР эти вопросы регламентировала засекреченная инструкция под номером 0126 - говорят, весьма объемный подзаконный акт, состоящий из нескольких томов. Чем принципиально отличается от него современный перечень сведений, составляющих государственную тайну? И как обстоят дела с законодательной базой, регламентирующей вопросы охраны государственных секретов?

-Правовая база в этой области полностью обновлена, мы разработали новый пакет документов, регулирующих эти вопросы. Действующие сегодня акты в полной степени обеспечивают защиту государственной тайны в законодательном плане. Начиная от закона «О государственной тайне» до целого ряда положений, утвержденных Кабинетом министров.

Закончена также работа над основным документом - «Инструкцией о порядке обеспечения режима секретности в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях и организациях Украины». Этот документ похож на инструкцию, известную под номером 0126. Честно говоря, некоторые положения - действовавшие еще в те времена и не требовавшие переработки, которые можно и нужно применять сегодня, мы оставили в таком же виде, лишь приспособив их к действующему законодательству. Инструкция содержит также много новых разделов. Сегодня она проходит своеобразную апробацию в министерствах, ведомствах, предприятиях, где есть информация, составляющая государственную тайну. Мы надеемся, что уже в следующем году она будет издана как документ.

- На этой инструкции, которую вы держите в руках, есть гриф «для служебного пользования»...

-Да, мы поставили такой гриф, чтобы в определенной степени ограничить возможность доступа к этому документу. Хотя сегодня у нас есть сомнения относительно того, какой должна быть степень секретности этого документа - «для служебного пользования» или «секретной». Не хотелось бы, чтобы он «ходил по рукам» и был доступен любому желающему.

-Почему?

-Дело в том, что эта инструкция полностью раскрывает методы и формы защиты секретной информации в нашем государстве. Вообще сегодня лишь некоторые из документов, регламентирующих подобные вопросы, предназначены исключительно для служебного пользования, большинство из них носят открытый характер. Мы пошли на такой шаг сознательно, потому что считаем, что табу вокруг этой проблемы быть не должно.

Что же касается этой инструкции, то мы попросили поделиться своими соображениями относительно необходимости ее засекречивания ведущих специалистов в этой области, непосредственно работающих на предприятиях, в министерствах, государственных экспертов.

- В чем заключается принципиальное различие между «Перечнем главнейших сведений, представляющих государственную тайну» и ныне действующим «Сводом сведений, составляющих государственную тайну Украины»?

- Главное различие заключается в том, что на основании «Главнейшего перечня...» к секретной можно было отнести огромное количество сведений - фактически любую информацию. Документ носил обобщающий характер, и трактовать его можно было как угодно. Сейчас каждая статья «Свода...» предельно четко определяет, какая информация и из какой именно сферы может быть засекречена. В отличие от своего «предшественника», действующего в бывшем СССР, новый документ - открытый, и он опубликован, так что сегодня его может изучить любой желающий.

Кроме того, раньше правом засекречивания информации обладали рядовые сотрудники, непосредственные исполнители - на основе положений «Перечня главнейших сведений...» Сейчас таким правом обладает лишь государственный эксперт, причем он обязан мотивировать свое решение о засекречивании определенной информации.

-Закон «О государственной тайне» и нормативные документы предусматривают ответственность за неправомерное засекречивание или рассекречивание информации. Каковы санкции за нарушения подобного рода?

-Ответственность за такие нарушения предусмотрена Уголовным кодексом Украины. Но сегодня таких санкций недостаточно, поэтому, изучив опыт других государств, мы разработали проект закона, предусматривающий административную ответственность за неправомерное рассекречивание информации, составляющей государственную тайну и неоправданное засекречивание информации. В зависимости от того, насколько серьезным было допущенное нарушение, проектом предусмотрены штрафы - от 2 до 10 необлагаемых налогом минимумов зарплат.

- Но это пока проекты, а каким образом, кроме привлечения к уголовной ответственности, вы боретесь с нарушителями сейчас?

- Посредством обращения в Кабинет министров, в соответствующие министерства, ведомства. Выносилось решение или об объявлении выговора или об увольнении с работы.

- И какова статистика таких взысканий - сколько чиновников переусердствовало, рассекречивая и засекречивая информацию?

- За нарушения такого рода было наказано два должностных лица - одно из них было освобождено от занимаемой должности (за неправомерное рассекречивание информации), другое - привлечено к дисциплинарной ответственности.

- В последние годы в нашей стране развернули активную деятельность всевозможные фонды и организации, в частности, предоставляющие ученым возможность получить гранты для продолжения научной деятельности. Распространяется огромное количество анкет с вопросами о теме научного исследования, методике работы, предполагаемом результате. Информация, полученная в результате обобщения специалистами данных, полученных с помощью таких анкет, наверняка представляет собой немалую ценность...

- К сожалению, это действительно так. По нашим подсчетам, сегодня на территории Украины работает более 140 иностранных организаций, фондов самых разных направлений. Они стремятся получить определенную информацию и собирают ее самыми разными путями и способами. В том числе, под видом фондов поддержки ученых (особый интерес представляют работавшие во времена СССР в области вооружения) распространяется огромное количество всевозможных анкет. Объявляется огромное количество самых разных конкурсов, в которых ученые принимают участие с целью получить средства, выставляют свои работы на конкурсы такого рода и целые научные коллективы. Таким образом собирается информация определенного рода, она обобщается, анализируется.

Однако сегодня можно констатировать, что этот процесс уже в основном регулируется законом. В последнее время каждая работа, представляемая на конкурс такого рода, предварительно проходит специальную экспертизу - в своем научном учреждении, нашем комитете, в комиссии экспертного контроля при правительстве Украины. И лишь в том случае, если получено соответствующее разрешение, работа может принять участие в конкурсе. Ну а полной закрытости даже в таких вопросах сегодня, конечно, не может быть.

В последнее время к этим вопросам стали подходить более ответственно на самих предприятиях, работают первые отделы, и научные труды, которые были засекречены раньше, не могут выйти за пределы предприятия, если с них не снят гриф секретности. А созданные в последнее время рассматривают специальные советы и принимают соответствующие решения. Сегодня полной закрытости даже в таких областях быть, конечно, не может.

К огромному сожалению, посредством разного рода анкетирования действительно собираются весьма ценные данные, в частности относительно потенциальных возможностей нашей страны в определенных областях. Ну а цель декларироваться может какая угодно. Как правило, это «установление связей, налаживание сотрудничества» с предприятиями Запада, партнерство в области конверсии и т.д.

- Закон «О государственной тайне» предусматривает существование института экспертов по защите государственной тайны...

- Это новый, не существовавший ранее институт. Государственные эксперты - это преимущественно руководители научно-исследовательских учреждений, министры, в подчинении которых находятся предприятия, имеющие отношение к сфере государственной тайны. К государственным экспертам также относятся высшие должностные лица государства, которые отвечают за определенные отрасли и непосредственно несут ответственность за засекречивание и рассекречивание соответствующих сведений. Государственные эксперты утверждаются отдельным документом - указом Президента. Положение о таких экспертах и порядок их работы также содержится в названной инструкции.

- Ваш комитет не имеет непосредственного отношения к СМИ, и все же пресса прибавляет вам хлопот?

- Да, нам приходится проводить служебное расследование относительно того, каким образом попала та или иная информация, скажем, в газету, где и почему произошла утечка. А эти вопросы забирают время.

- И часто журналисты наносят вред делу охраны государственной тайны?

- Я не считаю, что журналисты наносят значительный вред. Но, например, в отношении некоторых материалов, опубликованных в свое время газетой «Политика», государственные эксперты пришли к выводу, что они являлись секретными. Каким образом такие материалы попали в газету - другой вопрос, и расследование этих обстоятельств не входит в функции нашего комитета. В материалах, о которых идет речь, раскрывались способы, методы информирования высших должностных лиц государства относительно конкретных данных разведывательного характера.

Конечно, журналистам следовало бы анализировать информацию, вызывающую сомнения в этом плане. Сегодня открыт доступ к «Своду сведений…», можно также проконсультироваться в нашем комитете и получить заключение относительно того, не является ли эта информация государственной тайной, соответственно следует ли делать ее достоянием гласности. Каждый из нас должен прежде всего быть патриотом своего государства.

-Известно, что подобные прецеденты случались не раз. В то же время закон предусматривает, что журналист не несет ответственности за разглашение государственной тайны в том случае, если он может сослаться на официальный источник информации. Был ли хоть раз привлечен к ответственности такой источник?

- Нет. Определенные нарушения такого рода были, но мы пришли к выводу, что они не нанесли нашему государству явного ущерба, поэтому к уголовной ответственности не привлекался никто.

- Кто несет сегодня ответственность за то, чтобы подобных казусов не случалось?

- Раньше, как вы знаете, существовал институт, который следил за такими вопросами, и делал это весьма тщательно. Работал даже специальный комитет - по делам защиты государственной тайны в средствах массовой информации. Сегодня такого комитета не существует.

- Насколько наши компьютерные системы и линии связи защищены от несанкционированного доступа?

- Обработка секретной, закрытой информации на компьютерных системах - это огромная проблема не только в нашей стране, а и во всем мире. Информация, являющаяся государственной тайной, должна циркулировать исключительно в закрытых (локальных) компьютерных системах. В отношении средств защиты таких систем и средств связи мы несколько отстаем, хотя уже созданы определенные средства защиты, и нельзя сказать, что мы совершенно беспомощны в этих вопросах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме