Прерванный полет

Поделиться
Вот и дожили. Страна в информацию немецкой газеты «Бильд» готова поверить с куда большей охотой, чем собственному министру внутренних дел...

Вот и дожили. Страна в информацию немецкой газеты «Бильд» готова поверить с куда большей охотой, чем собственному министру внутренних дел. Парламент вынуждает МИД Украины повторно обращаться с запросом к послу ФРГ в Украине и немецкому МИДу, не полагаясь на информацию и результаты работы наших дипломатов в Германии. Недоверие между обществом и властью, оппозицией и правящей коалицией продолжает крепнуть. Однако в данной ситуации тому есть некоторые причины. Появись в «Бильде» материал о дебоше в аэропорту министра образования Вакарчука, так легко бы не поверили газете. А вот в случае с министром МВД поверили, несмотря на то, что «Бильд» солгал как минимум дважды: написав о результатах несуществующего замера алкоголя в крови и состоянии опьянения, в котором находился сын Юрия Луценко. Конкретизировать положение прямой, как известно, можно проведя ее между двумя точками. Первая у министра внутренних дел уже была — драка с Черновецким. Поэтому, очевидно, вторая точка в направленности и репутации была поставлена так легко. А что касается дипломатов, то безрезультатное желание получить оценку произошедшего от федеральных властей Германии вызвано не недоверием к нашему послу Наталье Зарудной или консулам Дятлову и Новоселову лично, а укоренившейся верой в способность отечественных чиновников, согласно высочайшим указаниям или иным стимулам, интерпретировать предоставляемую информацию.

Впрочем, оппозиция уже отрапортовала о том, что все документы немецкой полицией переданы украинским властям, включая видеозаписи скандала в аэропорту Франкфурта. На самом деле это не так. «Зеркало недели» обратилось к заместителю министра иностранных дел Юрию Костенко, курирующему в украинском МИД эту щекотливую тему, с просьбой разъяснить: что именно немецкой стороной по состоянию на 15.00 пятницы передано украинским властям. Юрий Васильевич ответил следующее: «Речь идет о трех документах. Первый из них датирован 4 мая и адресован гражданину Украины Юрию Луценко, в котором полицейское управление г. Франкфурта извещает его о том, что заведено уголовное дело (№ такой-то) по статьям, предусматривающим ответственность за нанесение телесных повреждений, тяжких телесных повреждений, за оскорбление представителей немецкой полиции при исполнении служебных обязанностей. В письме также растолковываются последствия этих обвинений. Второй документ 11 мая был передан тем же полицейским управлением генеральному консулу Украины во Франкфурте-на-Майне г-ну Новоселову. В нем речь идет о том, что в связи с возбуждением уголовного дела следствие не может передавать украинской стороне любые материалы, сопряженные с расследуемым инцидентом. И тем же числом датирован третий документ — также на имя генерального консула. Но уже от прокуратуры Франкфурта, которая уведомила украинского дипломата о том, что протоколы следствия могут оказаться в распоряжении украинских властей лишь в том случае, если гражданин Луценко даст свое согласие — устное или письменное, не указывается — на ознакомление третьих лиц с материалами дела. Никаких других документов, протоколов, пленок — иными словами материалов — немецкая сторона нашей стороне не передавала. Мне известно, что выдержки из протоколов полиция Франкфурта предоставила адвокату Юрия Витальевича, нанятому в Германии. Однако на контакты с украинскими дипломатами этот гражданин Германии ни разу не выходил. И поэтому судить о том, чем он располагает, мы не можем», — констатировал Юрий Костенко.

Что касается позиции немецкого посольства в Украине, на которую уповали многие, считая ее оптимальной с точки зрения взятия за основу для солидного рассмотрения скандального инцидента, то ее не будет. По сведениям «ЗН», Берлин принял решение рассматривать инцидент не как политический и межгосударственный, а как частный и находящийся в сфере безопасности. Это раз. Если бы нечто подобное произошло с немецким гражданином в аэропорту «Борисполь», то роль немецкого посольства была бы ключевой. Но в переделку попал наш гражданин, и, по мнению немецких дипломатов, за него ответственность несут их коллеги в Германии, то есть посольство и консульство Украины, которые имеют все возможности получать необходимую и разрешенную законом информацию от властей земли Гессен, на территории которой произошел инцидент. Две ответные ноты с подобным текстом посольство Германии в Украине и немецкий МИД направили на Михайловскую, дважды пытавшуюся получить информацию и позицию федеральных властей Германии.

Кроме журналистских статей и субъективных заявлений сторон, созданным парламентской и правительственной комиссиям будет что рассматривать только в том случае, если Юрий Луценко даст согласие на доступ к документам следствия. Впрочем, с разгона верить в объек­тивность протоколов немецкой полиции тоже не стоит. Совершенно очевидно, что дыма без огня не бывает. Как, впрочем, не вызывает сомнения превышение немецкими блюстителями порядка своих полномочий как в отношении Юрия Луценко и его сына, так и тем более к обладателю дипломатического иммунитета — аккредитованному в ФРГ представителю МВД г-ну Дятлову.

Конечно же, самой объективной основой для рассмотрения скандального вопроса могла бы стать съемка камер наблюдений аэропорта. Специалисты, связанные с международными авиаком­паниями, утверждают, что ее не может не быть. Немецкая сторона заверила украинских диплома­тов в том, что в месте инцидента съемка не велась.

Правда это либо осторожность, связанная с чрезмерной активностью самой полиции, которая может быть зафиксирована подобной записью, можно только догадываться.

Выступая перед фракциями «НУ—НС» и БЮТ, Юрий Луценко высказал сомнение в необходимости демонстрации подобных пленок, если они существуют, сославшись на нежелание знакомить широкую общественность с унижениями, которые ему пришлось пережить при столкновении с немецкой полицией. Его пресс-секретарь Инна Кисиль, в свою очередь, заявила, что министр очень хотел бы, чтобы эти пленки пришли в Украину и были продемонстрированы. Вместе с тем, согласно данным, полученным «ЗН» от украинских дипломатов, частичная видео­запись скандала существует. По их словам, несколько сопровождающих Юрия Луценко членов украинской делегации снимали урывками происходящее на мобилки…

Шелуха версий и трактовок еще не опала и, похоже, еще не скоро осыплется. Когда и как будет поставлена точка в этом деле, предполагать сложно. Заявление Юрия Луценко об отставке могло бы расцениваться как поступок, если бы не было на самом деле ходом. Таким образом он переложил ответственность за решение с себя на коалицию. Предложение министра создать ВСК, призванную расследовать франкфуртский инцидент, тому доказательство.

Почему Юрий Луценко не отказался от поста твердо и категорично, как это, например, сделал Виктор Пинзеник? Для этого, надо полагать, есть несколько причин.

Одной из них может быть чувство собственной правоты, ведь Юрий Витальевич утверждает, что единственное, что он себе позволил в этот день, — бокал пива. Употребивший подобную дозу гражданин может в Германии садиться за руль автомобиля, не то что в самолет. Бокал пива действительно не повод для экипажа «Люфтганзы» не пускать пассажира на борт и уж точно не основание надевать наручники на возмутившихся пассажиров и таскать по полу за руки, за ноги министра дружественного государства. В таких случаях правоту отстаивают в суде, предварительно пытаясь выбить из-под оппонентов наиболее серьезные аргументы. Юрий Луценко утверждает, что настоятельно требовал проведения анализа крови на алкоголь, но франкфуртская полиция отказала ему в этом. В результате инцидента Юрий Витальевич вынужденно, в ожидании следующего рейса на Сеул, провел сутки в цивилизованном городе — непонятно почему он не обратился в частную клинику с просьбой о проведении анализа, способного определить дозу алкоголя в крови. С соответствующей бумажкой в руках можно было бы полицию не поставить, а посадить на место. А представителям «Люфтганзы» объяснить, что когда кажется — нужно не только креститься, но и как минимум извиняться.

Фото: Василий Артюшенко
Далее. С момента инцидента прошло почти две недели. «Об официальном обращении министра внутренних дел Украины с жалобой на действия полиции земли Гессен в аэропорту Франкфурта, мне, по крайней мере, ничего не известно», — лаконично ответил на вопрос «ЗН» посол ФРГ в Украине Ганс-Юрген Гаймзёт. Дипломатические же источники, держащие руку на пульсе, утверждают, что официальных жалоб от Луценко не поступало.

Судя по настроениям в близком кругу Юрия Витальевича, за произошедшим усматривается умелая рука украинских оппонентов министра либо комбинация иностранных спецслужб, призванная дискредитировать нашу страну на пути в ЕС и НАТО путем раздувания скандала вокруг нелицеприятной ситуации. Что касается первой версии, то в нее поверить сложно. Некому это делать в стране. Прослушивать — есть кому; прятать в ящик составленные протоколы о коррупции — есть кому; торговать компроматом — есть кому, а подобные операции проводить — некому. Относительно внеукраинской руки можно было бы поразмышлять, если бы Украина имела хоть сколь-нибудь серьезные шансы продвижения по пути в экономические и оборонные союзы, а также не была дискредитирована в глазах европейцев перманентными внутриполитическими кризисами, последовавшими за воодушевившей Европу помаранчевой революцией.

Во-вторых, в политическом плане Юрию Витальевичу некуда уходить. Как самостоятельный проект «Самооборона» размыта и на данный момент слаба. Да и выборы парламентские ранее чем через год не предвидятся. Депутатского мандата и трибуны нет. По сути, Луценко после паузы придется начинать все сначала. Но пережить эту паузу будет очень сложно, потому что есть в-третьих — критическая масса врагов, нажитая за последние годы.

Речь идет не только и не столько о президенте и главе его секретариата, которые уже не способны ощутимо влиять на события, но конкретному человеку попить крови могут, сколько о Борисе Колесникове. В свое время многие удивлялись тому, как израильтяне «умудрились» создать свое государство на территории, единственно свободной на Ближнем Востоке от нефтяных запасов. Точно так же многие не могут понять, как молодая помаранчевая власть умудрилась «бурить» бизнес-биографию Бориса Колесникова именно там, где ничего нет, выбрав для этого эпизод с «Белым лебедем». Борис Колесников отсидел в тюрьме два месяца. А дело против него закрыли. Более того, за лжесвидетельствование осудили бывшего владельца донецкого торгового центра. И сейчас полным ходом прокуратура ведет расследование дела о фальсификации обвинений в адрес Бориса Колесникова. Показания дают яркие: что Пискун, что следователь, что другие свидетели. Цель, поставленная регионалом, — увидеть в тюрьме заказчиков своих тягот и лишений. При полном контроле Партии регионов над прокуратурой, при массе свидетельских показаний и чуткости судов Юрию Луценко будет сложно противостоять реализации колесниковских планов, не занимая при этом пост министра внутренних дел.

Именно эти причины, с нашей точки зрения, вынудили Юрия Витальевича перебросить мяч ответственности на поле коалиции. Почему же, в свою очередь, «НУ—НС» и БЮТ, а также примкнувший к ним Литвин пошли на компромиссное решение, а именно — вместе с оппозицией проголосовали за проведение семидневного служебного расследования, создание ВСК и отстранение министра, так и не приступившего после Сеула к своим обязанностям министра, на период расследования?

Во-первых, необходимо было снять блокаду парламента, которая в кризисное время, кстати, не делала чести и «Регионам». Партия Януковича, возмущенная ущербом, который нанес Юрий Луценко имиджу страны, приняла эстафету. И чтобы зрителям ОРТ и РТР было удобнее понимать происходящее, развесила в Раде хамские плакаты на доступном языке. Забыв о депутате Калашникове, избивавшем журналистов, и министре Рудьковс­ком, развлекавшемся в европейских столицах за казенный счет, а, главным образом, об отсутствии своей принципиальной и жесткой позиции в этих скандалах, Партия регионов посчитала возможным по полной программе использовать инцидент с Луценко. Инцидент, никак не связанный с Борисом Колесниковым, но дающий реальную возможность разоружить и поквитаться с обидчиком.

На самом деле, даже получив все материалы, стороны вряд ли придут к консенсусному выводу по поводу правоты или неправоты Луценко. И его судьба в любом случае решится в ходе переговоров и договоренностей. Но сейчас обеими сторонами взята пауза под благовидным предолгом проведения расследования. Парламент заработал, а тема на слуху.

Во-вторых, как министр Юрий Витальевич Луценко не может похвастаться тотальным контролем над вверенным ему министерством, который имели его предшественники Василишин или Кравченко. Но все же его присутствие на этом посту является если не ресурсом, то защитой от использования возможностей МВД против кандидата в президенты Юлии Тимошенко. А это в кампании, обещающей быть жесткой и грязной, важный фактор. Видно, Юрий Луценко на посту министра нужен премьеру настолько, что Юлия Тимо­шенко позволила себе абсолютную бестактность — оглашение на всю страну диагноза сына Юрия Витальевича. Используя эти сведения, давно известные в узком кругу, как фактор защиты члена своей команды.

Заместители министра внутренних дел яркого политического окраса не имеют, и, несмотря на партийные квоты, по которым они назначались, не облечены кредитом политического доверия лидера действующей коалиции. Да, собственно говоря, и тотальноавторитетных для 300-тысячной милиции людей среди замов нет. Отставка Луценко повышает риски непрогнозированных действий МВД в период выборов. И при этом увеличивает вероятность перехвата контроля над руководством иными политическими силами.

На самом деле не только политическая целесообразность лежит в основе труднопринимаемого коалицией решения о судьбе Юрия Луценко. Безусловно, тезис «своих не сдают» присутствует. Но дело в том, что Юра для многих в парламентском большинстве не просто формально, а реально свой. Все знают о его ошибках, в том числе и о самой главной, которая состояла в согласии занять пост, к которому он был абсолютно не готов, главы МВД. Все знают, что на начальном этапе он не говорил «нет» там, где должен был это делать. Все знают, что это специфическое министерство оказало на него гораздо больше влияние, чем он на него. И тем не менее… Он — не чужой. С ним пережито — не пересказать. С ним отпразднованы победы и пережиты поражения. За ним шла «Ук­раи­на без Кучмы». А тогда настоящих отчаянных было, ой как мало. Старожилы помнят, как он боролся за Мороза. Как стрелял у журналистов деньги для балконно-транспоратнтной агитации за своего лидера и одновременно непримиримо боролся с партийным казнокрадством в СПУ. Юра не просто член коллектива, он — душа компании. Креативный, искрометный, сентиментальный, бросающийся на помощь по первому зову, щедрый в своих копейках и не жадный к чужим миллионам. Такой Юра был рядом со многими депутатами и журналистами во времена непростой жизни в оппозиции. Многие понимают это и видят, как он изменился. И потому мучительно взвешивают на сердечных весах того и этого Луценко.

Но рано или поздно коалиции придется принимать решение. Именно этот Луценко поставил ее в такое положение. Тот бы не стал.

Вот и определяется парламент с ролью хорошо знакомого политика. Кто он? Позор страны или объект, на котором продемонстрировали отношение к ней? Отец, вступившийся за сына, или политик, потерявший над собой контроль? Чека от МВД или пазл от коалиции? Ответы на эти вопросы для себя будут искать не только политики, но и какая-то часть граждан Украины, все еще интересующаяся политикой.

Кстати, хочу поделиться с вами самым ярким впечатлением за последнюю неделю. В ходе встречи с одним из послов G-7, дипломат, разумеется, поинтересовался мнением по поводу того, как разрешится конфликт между властью и оппозицией, возникший в парламенте после франкфуртского инцидента. Переводчик старательно переводил ответ, но дипломат прервал его столь неожиданно и эмоционально, что я аж подпрыгнула. «Да чем же они занимаются?! Ваша страна летит в пропасть! В пропасть! И никто не пытается ее остановить, а только скандалят и скандалят…»

А вы говорите — имидж страны…

Читайте также комментарии .

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме