Ренате Вольвенд: Люди, способные купить себе места в парламенте, не должны попасть в верхушки избирательных списков

Поделиться
Очередной визит в Украину новых-старых докладчиц мониторингового комитета ПАСЕ откладывался достаточно долго: из Страсбурга наши очередные внеочередные выборы виделись неизбежными еще прошлой осенью...

Очередной визит в Украину новых-старых докладчиц мониторингового комитета ПАСЕ откладывался достаточно долго: из Страсбурга наши очередные внеочередные выборы виделись неизбежными еще прошлой осенью. Так и не дождавшись их, визит запланировали на нынешнюю весну. По иронии судьбы, как раз накануне приезда содокладчиц в нашей стране раньше срока были объявлены очередные президентские выборы. Кроме того, Ренате Вольвенд и Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер был презентован президентский проект новой Конституции, предназначенный для экспертизы Венецианской комиссией. Именно той, которая уже высказала мнение, что принимать сейчас новую Конституцию Украины нецелесообразно: разумнее внести некоторые конкретные изменения в уже существующую, но так и не действующую.

Кроме конституционной реформы, содокладчицы в ходе многочисленных встреч с высшим руководством страны, представителями неправительственных организаций, журналистами наиболее интенсивно обсуждали избирательное законодательство и реформу судебной системы. Г-жа Лойтхойссер-Шнарренбергер, впервые приехавшая к нам по линии мониторингового комитета (но неоднократно бывавшая здесь как докладчица по делу Гонгадзе), уехала раньше. Поэтому свои вопросы «ЗН» адресовало Ренате Вольвенд, «мониторящей» нас с 2000 года.

- Г-жа Вольвенд, откладывая свой визит к нам в ожидании очередных внеочередных выборов, на что вы рассчитывали? Как, с вашей точки зрения, новые выборы могут изменить ситуацию в нашей стране?

- Наши ожидания определяются очевидной потребностью в энергичных людях и новых лицах. Все это время мы видели одних и тех же субъектов. Возможно, их действия оптимальным образом соответствовали интересам государства. Но, учитывая, как долго они пребывали у власти (пусть и на самых разных должностях и в самых разных комбинациях), сложно поверить, что все это действительно способствует развитию страны.

Я совсем не хочу сказать, что должны уйти все эти люди, но, по крайней мере, некоторые из них требуют замены более свежими, молодыми, энергичными силами.

Другой вопрос, насколько это осуществимо. Проведение новых выборов в соответствии с существующим избирательным законодательством вряд ли будет способствовать решению этой проблемы. Именно поэтому мы считаем нецелесообразным проведение досрочных парламентских выборов одновременно с досрочными президентскими. И, наоборот, с нашей точки зрения, необходимо максимально эффективно использовать оставшееся время для усовершенствования избирательного законодательства. О чем, начиная с 2005 года, мы (с моей бывшей коллегой Ханне Северинсен), не уставали повторять.

Для того чтобы новые выборы действительно оказали реальное влияние на ход развития ситуации, необходимо обеспечить:

- наличие многоуровневых избирательных округов;

- открытость партийных списков;

- прозрачность источников финансирования политических сил и отдельных политиков.

На меня очень большое впечатление произвела разработка унифицированного Избиратель­ного кодекса. Ее осуществляет рабочая группа ВР, которая объединяет людей, отличающихся по полу, возрасту, социальному положению, политической ориентации. И то, как они находят общие решения проблем, настраивает нас весьма оптимистично. По всей видимости, результаты их работы получат высокую оценку со стороны Венецианской комиссии. Однако чтобы эти наработки вошли в повседневную украинскую практику, необходима политическая воля.

Впрочем, для проведения действительно демократических выборов в Украине, возможно, даже не понадобится принятие нового избирательного законодательства. Необходимо лишь внесение отдельных поправок, касающихся реестра избирателей, усовершенствование пропорциональной системы, которое исключит возможность концентрации всех тех людей, которые способны купить себе места в парламенте, в самой верхушке избирательного списка.

- На зимней сессии ПАСЕ контроль над расследованием дела Гонгадзе (докладчицей по которому выступала Сабине Лойтхойс­сер-Шнар­ренбергер) был передан в мониторин­говый комитет, а также в введение Крис­тоса Пургуридоса, готовящего доклад о ходе выпол­нения решений Европейского суда по пра­вам человека (еще в 2005 году принявше­го решение в пользу вдовы Георгия). В ходе нынеш­него визита в Украину вы встречались и с генеральным прокурором, и с министром юс­тиции. Поднимался ли на этих встречах воп­рос о ходе расследования дела Гонгадзе?

- Практически не поднимался. В самом начале нашей встречи с генеральным прокурором при­сутствовал Николай Мельниченко, который передал г-же Лойтхойссер-Шнарренбергер доклад о ходе расследования дела Гонгадзе. Со­дер­жания доклада я не знаю - его увезла с собой Са­бине. Единственный аспект, который был затронут - отсутствие финансирования этого рас­следования (об этом было сказано во вторник, а в четверг стало известно, что Кабинет министров принял решение о выделении 150 тысяч гривен ГПУ для компенсации средств, потраченных на экспертизу пленок Мельниченко. - Ред.)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме