Государство-убийца

Поделиться
Чтобы снять подозрения в доминанте пиара с последней инициативы президента, решившего расставить точки над «і» в дорожной тематике, власти необходимо сделать всего три вещи...

На днях заместитель главы секретариата господин Пукшин торжественно сдал в Департамент ГАИ спецномер автомобиля Виктора Балоги, продемонстрировав тем самым реальность кампании президента по борьбе с нарушителями на дорогах. Чуть раньше один из мэтров столичной политики подшофе и на бешеной скорости въехал в КамАЗ. Каким-то чудом не убив себя и других, он продолжил череду ДТП с участием представителей властной верхушки, привыкших безболезненно для собственной репутации решать проблемы с гаишниками.

На самом же деле, для того чтобы снять подозрения в доминанте пиара с последней инициативы президента, как бы решившего расставить точки над «і» в дорожной тематике, власти необходимо сделать всего три вещи.

Во-первых, признать, что приняв в 2001 году закон о передаче функций взыскания штрафов за нарушения ПДД в загруженные суды, она собственными руками создала систему, провоцирующую нарушения и, как следствие, тысячи смертей на дорогах.

Во-вторых, объяснить гражданам страны, почему шесть лет (!), имея на руках ежедневные подтверждения ошибочности своего шага, выраженного в катастрофическом росте количества погибших, власть отказывалась на это реагировать.

И наконец, в-третьих. И президенту, и представителям политической и бизнес-элиты предстоит публично согласиться с тем, что до тех пор, пока они не будут отвечать за содеянное наравне со всеми, проблема узаконенного беспредела на дорогах, как и другие государственные проблемы, решена не будет.

Однако с этим сложновато… Понимаешь ли, номера, как фашистские знамена к Мавзолею, сбрасывают. До победы же еще бои и бои...

Виктор Ющенко: «ГАИ по-прежнему фальсифицирует данные!»

После великого хурала в МВД с участием президента милицейское начальство все еще в шоке. Од­нако заметим, к концу мероприятия гарант, прекратив метать громы и молнии, таки сумел перестроиться и вырулить на озвучивание конкретных причин сложившейся критической ситуации и задач, которые вряд ли согласуются с необходимостью банально загонять в угол обвинениями. По большому счету, работники МВД и ГАИ, участ­вующие в совещании наряду с представителями еще целого ряда ведомств, задействованных в решении проблем, связанных с ростом ДТП, с некоторых пор довольно формально выполняют функции главного контролера на дорогах. И похоже, за шесть лет официальных и общественных гонений, когда ГАИ обвинили в тотальной коррупции и лишили действенного инструмента влияния на нарушителя — взимания штрафа на месте, парни с «полосатыми ложками» и их патроны свыклись с собственным неудобным положением. И даже изобрели несколько действенных способов отвода от себя самого тяжелого удара — увольнения со все еще доходной работы. Среди них мастерские трюки с показателями аварийности на контролируемых дорогах. На чем, кстати, первым погорел браво реформировавший в 2005—2006 гг. службу Юрий Луценко.

Напомним, что один из некогда любимых и благословленных на бой самим президентом министр так рьяно увлекся борьбой с коррупцией в подведомственной ему и чуть не ликвидированной Ющенко структуре, что не только поломал ее основу и сильно обрезал штат (и сегодня есть города, где три сержанта обслуживают 900 км дорог), но и спровоцировал выдачу на гора сведений, исключительно подтверждающих правильность его реформаторских подходов. Как оказалось, самым главным свидетельст­вом победы министра над непрофессиональной и коррумпированной службой должно было стать явное сокращение не только количества пострадавших в ДТП, но и случаев смертности на украинских дорогах. Так и случилось: стараниями пекущихся о собственных креслах начальников кривая с пострадавшими поползла вниз, а рейтинг министра — вверх. Теперь можно только догадываться, как долго продолжалась бы эта борьба с аварийностью, если бы не один дотошный чиновник из аппарата Кабмина, случайно сопоставивший оперативные сводки погибших вследствие ДТП, предоставленные МВД и Минздравом. Таким образом после проверки прокуратуры, уже при Цушко, обнаружилось 40 тыс. дополнительных пострадавших и более 700 неучтенных погибших.

Фишка оказалась в том, что милиция, фиксируя погибших на месте происшествия, сквозь пальцы смотрела на данные медиков о количестве умерших в больницах, которые они согласно законодательству в течение 30 дней после ДТП обязаны предоставлять правоохранителям. Надо сказать, что инсинуации на этот счет не прекращаются и сейчас. Теперь обвинения в укрывательстве данных адресуются и действующей команде милиционеров. Не избежал их и украинский президент. Правда, Ющенко публично заявил о неких фальсификациях, когда одни начальники, чтобы выслужиться перед другими, «играют» с видами нарушений и ДТП. А вот к примеру, застрельщик украинского движения за спасение людей на дорогах Михаил Бродский (акцию «вольных демократов» с белыми простынями, расстеленными по бориспольской трассе, символизирующими погибших, вряд ли можно забыть), и сейчас убежден, что тысячи неучтенных милицейской статистикой продолжают умирать на больничных койках.

На этот счет «ЗН» провело собственное мини-расследование. Начальник департамента ГАИ Алексей Калинский назвал нам цифру умерших в больнице за десять месяцев текущего года, которая входит в уже скорректированные сводки. Из 7 тыс. 574 погибших в этом году, 1 252 человека — скончались в больницах.

Нам не удалось сопоставить цифру с той же сводкой Минздрава. Потому как, по сведениям Управления статистики министерства, общих текущих данных медики не ведут. Минздрав сводит цифру уже по окончании года.

Однако, имея на руках распечатку первоначальной сводки о ДТП за 02—03.08.07, попавшую к нам еще в августе, мы попросили в департаменте ГАИ уже скорректированную сводку за тот же период. Таким образом мы смогли убедиться, что количество пострадавших за 7 месяцев этого года в скорректированной сводке снизилось почти настолько, насколько увеличилось количество погибших в результате ДТП. (-75 пострадавших, + 68 умерших в больнице).

Но такой почти благополучный тест на правдивость для нашего ГАИ определенно испортил комментарий источника в погонах, который пожелал остаться неизвестным:

— На самом деле, несмотря на дейст­вие постановления Кабмина №538 о порядке учета ДТП, четкого и действенного механизма обмена информацией создано не было. И случилось это прежде всего потому, что, с одной стороны, начальник ГАИ не очень заинтересован в корректировке данных в сторону увеличения показателя смертности — за это бьют по шапке и снимают с работы, с другой стороны, медикам на эти данные по большому счету наплевать. Это зона не их ответственности. Поэтому довольно часто теряются люди, которые умирают в больницах (в том числе и не по месту жительства), чей персонал вряд ли кто-то накажет за халатное исполнение постановления Кабмина. Смею вас заверить, что таким образом теряется от пяти до десяти процентов умерших в больницах от всех пострадавших в ДТП.

Василий Онопенко: «Государство создало систему, поставившую безнаказанность на поток»

Когда в 2001 году парламент принимал закон об ограничении прав дорожного инспектора и передаче карающего меча суду, основных аргументов было два: коррумпированность ГАИ и необходимость безотлагательной защиты прав и свобод находящихся под прессом поборов граждан. Ровно через шесть лет председатель Верховного суда Василий Онопенко не только обвинил государство в особой халатности за принятие такого необдуманного решения, но и произнес поистине сакраментальную фразу о том, что «в отличие от свободных экономических зон, зон, свободных от коррупции, в Украине нет». Тем самым признав, что и суды, так же как и ГАИ в свое время, не сумели защитить конституционные права граждан, страдающих от коррупции. Более того, они не смогли защитить страну и от нарушителей.

«Что говорить, если у меня на столе лежит сотня административных дел, по которым я, глава Верховного суда, должен вынести кассационное решение в отношении уплаты нарушителем штрафа в… 3 грн.40 коп.? И дело не в том, что суды действительно загружены, — говорит Онопенко журналисту «ЗН». — И что из семи миллионов дел, рассмотренных в 2006 году украинскими судами, более четырех миллионов имеют отношение к ДТП. Дело в том, что государство создало абсурдную систему, в которой нет места ключевому принципу — неотвратимости наказания за содеянное. Оформленные работниками ГАИ нарушители просто не приходят в суд и не платят штрафы».

Несколько показательных фактов на этот счет. Так, если в 1998 году за нарушение правил дорожного движения было наложено штрафов на сумму 131 млн. грн., то взыскано — 122 млн. В 2001 году (до принятия закона) наложено — 139 млн., взыскано — 131млн. А в 2006 году, когда количество ДТП, количество пострадавших и смертность увеличились в разы, суммы взыскания в разы… уменьшились. Итак, 2006 год: наложено штрафов на 65 млн., взыскано — 19 (!) млн.

Сами судьи в приватных беседах поясняют данное обстоятельство довольно просто. С одной стороны, «админки» занимают практически половину дел каждого из них. При этом процесс вынесения решений по таким делам — чистая формальность. Никакого заседания. Никаких выслушиваний привлекаемого к ответственности (это к разговору о соблюдении прав и свобод, о которых так пеклись законодатели в 2001 году). В результате подавляющая часть решений о взыскании штрафа переквалифицируется в банальное предупреждение. «А стоит ли задействовать механизм исполнения, если он обойдется государству в разы дороже, чем сам штраф? — вполне логично спрашивают судьи. — По большому счету закон не работает. Через суд идет пустышка». Если в 2001 году предупреждений было 15 процентов от всех взысканий, то в 2006 — 40%.

Не менее интересна еще одна цифра, касающаяся лишения специального права водить автомобиль. Так вот, при том, что нарушения стали грубее, при том, что их стало больше, как и жертв катастроф, процент изъятия водительских удостоверений тоже снизился. С 3,6% от всех нарушений в 2001 году до 1,6% — в 2006-м. Если выражаться на сленге самих нарушителей, пошло элементарное «решалово». Председателю суда достаточно десяти таких дел в день (во Львовской области, к примеру, такса за права — 300 баксов), чтобы безбедно существовать в мире, где с твоего же, можно сказать, благословения гибнут, те, кто тебя же и содержит.

Весь этот кошмар лично у меня вызывает один единственный вопрос: как можно было за всем этим наблюдать целых шесть лет?! Президентам, премьерам, председателям Верховного суда?! Однако не все спокойно наблюдали.

«Как только я вступил в должность, сразу же заявил о неадекватности ситуации, — продолжает Онопенко. — Это вылилось в конкретные действия и предложения. Был разработан законопроект, который предусматривал возвращение прав ГАИ, инспектору которого сподручнее предупредить нарушителя о необходимости соблюдать правила дорожного движения или взыскать штраф за обгон. Однако осенью прошлого года этот законопроект в парламенте не прошел. Но мы не собираемся останавливаться. Нынешние инициативы президента во многом обусловлены позицией именно Верхов­ного суда.

Почему с нашей стороны не было громких публичных выступлений? Наверное, мы чувствовали некоторое непонимание со стороны тех же СМИ, которые и сегодня продолжают обвинять суды в стремлении сбросить с себя ответственность. Сегодня мы по-прежнему настаиваем на принятии этого законопроекта.

Михаил Корниенко: «Штрафные санкции будут серьезно увеличены»

На этот счет президент нас полностью поддержал, — продолжил и.о. министра МВД Михаил Корниенко. — Штрафы возрастут где-то в 3—5 раз. Конечно, ориентируясь на практику некоторых европейских стран, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии можно было бы предложить водителю заплатить и 1800 евро. Однако, если учитывать средние доходы, то и предложенное нами увеличение ощутимо ударит по карману рядового автолюбителя.

— А нерядового?

— Скажу сразу, что спецномера однозначно должны быть отменены. И по этому поводу уже есть не только решение президента, но и конкретные действия того же секретариата, сдавшего номер автомобиля его главы.

— Спецномера когда-то уже «ликвидировал» Юрий Луценко… Неужели вы искренне верите в то, что без специальных знаков отличия, что тоже еще не факт, сильные мира сего не решат свою проблему с инспектором на дороге? Или его начальником? Сегодня многие убеждены, что повышение штрафов ударит по простым людям, но никак не по тем, которые имеют деньги, депутатские или министерские корочки.

Я вам приведу всего один пример. В 1997 году, когда я пришел в Киев начальником милиции, на дорогах столицы был такой же беспредел. От «крутых» не было проходу. Тогда мы посоветовались с министром Кравченко и приняли жесткое решение. Ребятам просто развязали руки. Дали свободу действий. При этом нашлось несколько довольно принципиальных парней, которые не церемонились ни с «джипами», ни с депутатами. Останавливали и наказывали всех. Их, конечно, оскорбляли. Им угрожали. Ну а мне в недоумении звонили. Тщетно. Я всем категорически отказывал в помощи. Потом мы на пресс-конференции рассказали о результатах своего ударного труда за несколько дней. С именами и фамилиями всех нарушителей. После того где-то полгода в Киеве держалась ситуация. А некоторые из депутатов впоследствии даже извинились перед ребятами.

— Так что с вами произошло за эти десять лет, Михаил Васильевич? Где принципиальный и.о. министра? Где принципиальные ребята? Пресс-конференции с оглашением имен и фамилий?

Со мной ничего не произошло. Наверное, что-то произошло с обществом… Однако, поверьте, все еще есть принципиальные ребята. Мы, кстати, можем назвать массу примеров, когда протоколы составляются и на крутых, и на чиновников.

— Вы можете сейчас назвать эти примеры?

У меня на столе их нет. На этот счет лучше обратиться к начальнику столичного ГАИ Анатолию Павловскому. Если он найдет в себе смелость, то назовет эти фамилии.

Смелости полковник Павловский в себе не нашел. Более того, после двухчасовой беседы с журналистом «ЗН» и начальником департамента ГАИ он сделал, мягко говоря, удивительное заявление о том, что чиновники и депутаты сегодня правил вообще не нарушают. Мол, в основном теперь этим грешат дипломаты и инкассаторы. Насчет вторых пока спорить не будем, а вот в отношении дипломатов приведем всего одну подробность.

По сведениям анонимного источника в посольстве США, в консульской информации для приезжающих и проживающих в Украине американцев существует настоятельная рекомендация воздерживаться от поездок в своих автомобилях по междугородным трассам после наступления темноты. А вот от дипломатов посольства и членов их семей прямо-таки требуется следовать этой рекомендации. За подробностями на этот счет граждане Америки могут обратиться на официальный сайт госдепартамента США. «Где, только без обиняков, — говорит источник, — более подробно рассказывается о прелестях автопутешествий по развивающейся Украине». Боюсь, что подобные вещи присутствуют не только в инструкциях американцев. Неужели послы настолько распоясались и не придерживаются инструкций собственных государств? Или это шалят их украинские водители?..

Что же касается телефонного права, которым привыкли пользоваться нарушители с высоким местным статусом, то и здесь столичный начальник вряд ли был до конца откровенен. Наверное, важным персонам действительно теперь незачем беспокоить г-на Повловского, потому как его «принципиальные ребята» с этими клиентами просто не связываются. Дабы… не «получить в ухо», когда депутат-бютовец Костенко и его помощник в такой оригинальной форме выразили свое несогласие с позицией представителя власти в погонах. В таком случае, о каких принципиально новых людях, которыми, по мнению президента, в результате принятия нового законодательства придется наполнить наделенную полномочиями службу, идет речь? О тех, которые смогут дать в ответ или будут по неписаным и установленным самими же политиками правилам также не связываться, отыгрываясь на «рядовых украинских водителях».

Кстати, о них. В силу уже описанных нами причин, они — мальчики и девочки, купившие права в МРЭО, дяди и тети, в силу менталитета позабывшие что такое ремень безопасности, идущие на обгон в ночной тьме или в лобовую средь бела дня, так же, как и люди с Олимпа, довольно вольготно чувствуют себя за рулем. Лишенные права звонить большому начальнику, они оставляют за собой право уехать с места ДТП, не прийти в суд, плюнуть на предупреждение гаишника…

— Наверное, этим ребятам еще надо говорить спасибо за то, что они научились выживать и нести службу в таких условиях, — говорит и.о.министра. — Когда мы по-прежнему не даем им квартир, достойной зарплаты, достаточного количества бензина, наконец, чтобы они могли работать. Это ли не двойные стандарты?

…Надо сказать, что бурные официальные события последних дней вокруг проблемы захлестнувших страну смертей на дорогах имеют все шансы получить и дальнейшее развитие.

Так, секретариатом президента уже подготовлен указ главы государства, о мерах по обеспечению безопасности дорожного движения. На повестке дня также несколько законопроектов, подготовленных МВД и Верховным судом, которые подразумевают целый ряд мер, способных, по мнению президента и руководителей этих ведомств, раз и навсегда решить проблему безопасности движения и снизить смертность на украинских дорогах.

Ключевыми пунктами в избранной стратегии является возвращение ГАИ полномочий в части взыскания штрафа на месте нарушения (кроме лишения водительских прав), а также серьезное повышение штрафных санкций.

Подтвердить же или опровергнуть правильность избранных президентом мер придется парламенту, который и должен будет принять эти однозначно не популярные законы. А они в силу перманентных выборов в Украине не входят в планы ни одной из стабильно борющихся за электорат политических сил. Однако, по-нашему мнению, одним из важных факторов, способных изменить точку зрения привыкшей к безнаказанности общественности, может стать в том числе и позиция Украинского союза автомобилистов. Его члены еще в прошлом году в поддержку законопроектов Верховного суда и МВД собрали более полумиллиона подписей профессиональных водителей, страдающих от наплыва тысяч нарушителей на дорогах.

Хватит ли у президента политической воли довести начатое дело до конца и отвоевать у политиков-популистов и бесшабашных нарушителей из народа право на жизнь для тысяч их же соотечественников? Дабы затормозить процесс заселения двухмилионного города травмированных и 70-тысячного кладбища погибших на дорогах Украины за годы ее независимости?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме