«Давай помолчим», или с ребенком на природу

Поделиться
В разгаре долгожданное время отпусков… Целый год мечталось о том, чтобы погреться на солнышке, выбраться в лес, на речку или озеро, к морю, уделить внимание близким, порадовать и оздоровить детей...

В разгаре долгожданное время отпусков… Целый год мечталось о том, чтобы погреться на солнышке, выбраться в лес, на речку или озеро, к морю, уделить внимание близким, порадовать и оздоровить детей. На практике порой все складывается не совсем так. И особенно это касается детей: ребенок вместо того, чтобы порхать и радовать нас веселым щебетом, вдруг делается просто невыносимым — капризным, назойливым, непослушным. В чем же дело — это именно он нам портит отдых или, может, мы сами что-то делаем не так? Как бы там ни было, но отдых с детьми на природе имеет свою специфику.

Вырабатываем внутренний настрой

Сегодня речь пойдет о детях дошкольного возраста и младших школьниках. Подростки норовят удрать на прогулку с ровесниками, а вот малыши, если их не «сдали» на лето бабушкам, верными хвостиками повсюду сопровождают своих родителей.

Успешность отдыха с ребенком на природе во многом зависит от того, как вы себя настроите. С детьми понятие «отдохнуть» приобретает особый смысл. Меньше всего это напоминает «расслабиться» — напротив, понадобятся повышенные бдительность, собранность и организованность. Но зато есть возможность, что называется, отдохнуть душой, то есть побыть вместе с малышом, никуда не спеша, не отрываясь на постоянные телефонные звонки, не отвлекаясь на телевизор. Провести день не просто с ребенком, но и для ребенка — уделить ему внимание, пообщаться, поговорить, разделить его восторг и удивление, научить новому.

Придется также заранее проду­мать, как упредить конфликты и несчастные случаи во время прогулки. Очень полезно, чтобы подготовка к походу на природу была упрощена и отработана до мелочей: немаркая удобная одежда, простая, не скоропортящаяся пища, запас воды, небольшая аптечка, несколько походных приспособлений — и все. Если сборы прошли без особой суеты и пререканий, — это уже половина дела: у малыша меньше шансов перевозбудиться.

Обыкновенная прогулка в лес или на речку по обилию детских впечатлений равнозначна кругосветному путешествию взрослого человека. Поэтому придется проследить, чтобы ребенок не переутомился, не перевозбудился, не перегрелся на солнце и не переохладился в воде. Однако постарайтесь, чтобы ваше руководство ребенком было ненавязчивым и даже незаметным для него. Продумайте, как вовремя переключить внимание ребенка. Создайте условия для отдыха и перемены занятия; что-нибудь расскажите, чтобы он тихонько полежал в тенечке; поиграйте в спокойную игру. Слишком много внимания и большая трата времени? Но если малыш раскапризничается, то потерянным будет целый день, а не несколько лишних минут.

Очень важно, чтобы на природе слово «нельзя» звучало как можно реже — можно и бегать, и прыгать, и кататься по траве, и пачкать одежду, и лезть в грязь, и кричать. Но — все в меру! Вовсе без запретов, конечно, не обойтись. Среди самых суровых — не сорить, не ломать деревья, не рвать бездумно огромные букеты цветы, не вмешиваться в жизнь местных обитателей (не ловить или сразу отпускать пойманных животных — «к маме» или «к деткам, которые без него плачут», не разрушать их жилище и пр.)

С самого нежного возраста ребенок должен знать, что в походных условиях приказ не оспаривается. Более того, он должен привыкнуть к нескольким коротким и простым командам: нельзя, стой, назад, подожди, которые должны звучать только по делу. Это может спасти ребенку жизнь в минуту реальной опасности. Очень важно, чтобы вы сами знали элементарные правила безопасного поведения на воде, в лесу, в гористой местности. С годами эти правила совершенствуются. Поэтому не поленитесь освежить свои знания — почитайте, загляните на сайт МЧС.

Общаемся с природой

Обязательно стоит задуматься о смысле отдыха на природе. Зачем мы идем с ребенком на озеро или в лес, едем на море? Чтобы он развлекся, подышал воздухом, загорел, поздоровел, чтоб ел с аппетитом? Это все прекрасно, но мы ведь люди, и наша жизнь не может сводиться только лишь к физическим и физиологическим ощущениям и отправлениям. Общение с природой — это одухотворенный процесс, где есть и благодарность Твор­цу за красоту окружающего мира, и удивление совершенством приро­ды, и боль за неразумную деятельность человека, и чувство ответст­венности за будущее планеты… Это способность расслабиться наиболее здоровым способом, умение набраться сил и здоровой энергии от земли, речного песка, морской гальки, лесной травы, деревьев, воды, солнца...

Постарайтесь понять, какая прекрасная и высокая вам выпала миссия — подарить дорогому для вас существу прелесть окружающего мира, умение любоваться игрой теней, слушать шум прибоя, наблюдать «самый красивый в мире» закат. И если вам это удастся, то ребенок обретет способность видеть окружающий мир сквозь волшебные романтические очки. И тог­да он никогда не будет абсолютно одинок и совершенно несчастен; он никогда не почувствует себя нищим и обойденным судьбой — в его владениях будут все богатства окружающей природы. Но научить всему этому нельзя — можно только «заразить», испытывая самому. Поэтому вначале покопайтесь у себя в душе — вы сами умеете ТАК «чувствовать» природу?

Но по-настоящему ребенок может быть счастлив, только ощущая родительскую любовь. И если на прогулке вам удастся создать атмосферу близости, то длинными зимними вечерами, когда за окном то слякоть и дождь, то снег и мороз, заела рутина и куча проблем, малыш сам скажет вам: а помнишь?.. Тогда и у него, и у вас в душе всплывет ощущение тепла — и солнечного, и душевного…

Не гоняйтесь за модными курортами и экзотическими местами. Сначала научите своего ребенка любить самые простые вещи — «знакомое» дерево по дороге в шко­лу, парк неподалеку, сад возле дома бабушки. Не рвитесь только в шум и суету — найдите возможность научить ребенка тихой созерцательности. Приучите его иногда остановиться и подумать. Но для начала задумайтесь — а не забыли ли вы сами, как это делается.

Слушаем тишину

Современный человек перегружен бесконечными шумами. Технический прогресс и шум неразрывно сопровождают друг друга. В доме разноголосит телевизор, урчит стиральная машина, гудит компьютер, раздаются телефонные звонки, доносится шум от соседей… За окном рычат моторы машин, бухает отдаленный звук строй­ки, где-то завывает сигнализация, раздаются чьи-то визгливые голоса… Маленькие дети живут в постоянной шумовой среде, порой даже засыпая под звуки ссоры между родителями или соседями, боевика или же музыки, даже отдаленно не напоминающей колыбельную. Еще не окрепшая детская нервная система зашкаливает от шумовых перегрузок. Ей обязательно нужен отдых — хоть иногда. Поэтому на природе ни в коем случае нельзя включать радио или проигрыватель. Пощадите психику и нервную систему своего малыша.

И аргумент «Пусть привыкает — ему в таком мире жить» в данном случае не проходит. Действительно, есть факторы, постепенное привыкание к которым вызывает устойчивость и закалку: холод, жара, голод и пр. Вместе с тем есть и такие факторы, которые, накапливаясь, формируют зависимость и разрушают психику: алкоголь, наркотические вещества и шум в том числе.

Побыть в тишине иногда невероятно трудно самим родителям — к сожалению, у большинства из нас уже развилась «шумовая зависимость» — привычка к постоянному звуковому фону, без которого начинается дискомфорт. Однако придется перетерпеть, и тогда наградой будет богатый мир естественных звуков: шум сосен, плеск волн, жужжание пчелы, щебет птиц, кваканье лягушки, шорох пробежавшей в траве ящерицы. И надо сказать малышу: «Давай помолчим». Именно такие минуты запоминаются на всю жизнь — душа говорит в тишине.

Приобретаем новые знания

Нынешние школьники не знают названий самых простых растений. И начинаешь понимать, что привычное летнее занятие былых лет — собрать за лето гербарий — имело очень большой смысл. А сейчас наукообразные, нашпигованные терминологией учебники напрочь отшибают у детей всякую охоту к познанию окружающего мира. Но не будем же мы перекладывать ответственность за своих детей на государство, министерство образования или конкретного учителя? Мы сами не знаем, как называется то или иное растение? Не страшно. Давайте спросим вместе с малышом у того, кто знает. Или внимательно рассмотрим, сфотографируем и поищем потом в книге или Интернете. И важно не количество заученных названий, а пробуждение интереса к тому, что растет у нас под ногами, внимание к нашим зеленым друзьям, базовые знания о лекарственных и ядовитых растениях, бережное отношение к природе.

А вот уже и стемнело, на небе появились звезды… Показать как минимум Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду — это дело чести каждого родителя. И поверьте, даже если вы поговорите об этом с ребенком только один раз, в течение всей жизни, обращая взор к ночному небу, он будет искать знакомые созвездия и вспоминать вас…

На природе неизбежно прозвучит масса детских «почему». И совсем не обязательно быть для своего ребенка ходячей энциклопедией и судорожно рыться в голове, чтобы выдержать экзамен на «знающего» родителя. Главное — не пропустить вопрос мимо ушей, не замять его, не отмахнуться. Лучше всего сказать: «Я точно не знаю, но когда мы придем домой, то поищем в энциклопедии». И не забыть вместе посмотреть, почитать, обсудить! При этом результатом будет не ответ на один из множества интересующих ребенка вопросов, а показанный ему путь, где и как находить информацию. Очень важно приучить ребенка запоминать вопросы, настойчиво искать и находить на них ответы. Ведь именно так прививается ощущение, что это невероятно интересно — познавать окружающий мир!

Пройдет время… Ваше ненаглядное чадо войдет в подростковый возраст и будет выбираться на природу с веселыми шумными компаниями. Неужели все то, чему вы его учили и что вкладывали в него, куда-то денется, окажется ненужным, невостребованным? Не переживайте — со временем ваш ребенок сам станет папой или мамой и, отправившись на природу, скажет своему малышу: «Давай помолчим!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме