«Веселые Боковеньки»: непростое возвращение к себе

Поделиться
В «Веселых Боковеньках» сейчас рай: пышно цветут многочисленные клумбы, изобилует разнотравье, ма...

В «Веселых Боковеньках» сейчас рай: пышно цветут многочисленные клумбы, изобилует разнотравье, манят уютом зеленые крепости вековечных дубов и елей, привлекают необычными формами экзотические деревья, млеет под солнцем отделенный от зеленого моря ажурным мостиком остров любви. Дендропарк живет своей жизнью. Эти огромные деревья, бесчисленные птицы, среди которых в первую очередь бросаются в глаза фазаны и лебеди, а еще — зайцы, лисицы, и даже два диких кабана, которые прячутся от людских глаз в чаще, даже не подозревают, что нынче в «Веселых Боковеньках» время перемен, время перехода в новое качество, возможно, возвращение к окончательному воплощению грез основателя дендропарка херсонского помещика Николая Давыдова, но на новом, современном, уровне. Возможно, расширение хозяйственной деятельности выльется в какие-нибудь новые формы существования этого зеленого оазиса среди украинской степи. «Веселым Боковенькам», собственно, к таким пертурбациям не привыкать: парк многое видел на своем веку...

Звезда жизни Николая Давыдова

Сложно сказать, что именно стало побудительной идеей для Николая Давыдова, но мечта посадить парк в степи, как утверждают местные экскурсоводы, овладела им еще в юности. Поэтому, когда он учился на юриста, собирал именно книги, которые могли помочь ему воплотить этот замысел. Возможно, побуждала к тому романтическая натура, унаследованная от знаменитого предка поэта Дениса Давыдова, возможно — неразделенная любовь к дочери соседского помещика Анне Бурдзункевич. Она то ли не заметила пылких чувств Николая Львовича, то ли не смогла разделить их, но вышла замуж за приезжего гусара. Судьба ее сложилась трагически: погибла молодой, похоронена в соседнем селе Васильевке. Сохранилось то ли воспоминание, то ли уже легенда о том, что когда гроб с телом Анны привезли на ближнюю железнодорожную станцию Куцовка, Николай Львович устелил ей дорогу к кладбищу лепестками роз. Так ли это было, или нет — неизвестно, но до конца жизни Николай Давыдов так и не женился. Чем не романтическая легенда для будущего туристического центра — дендропарка «Веселые Боковеньки»? По крайней мере, по трагичности и силе внутренней драматургии не уступает истории любви, ставшей идеологической основой знаменитого парка «Софиевка» в Умани...

Видимо, самой большой любовью Николая Львовича на всю жизнь стал будущий дендропарк. Существует еще одна версия о том, что идею создать этот зеленый остров в степном море Давыдову подсказало общение с его молочной матерью простой крестьянкой Прасковьей Куделей, почтительные чувства к которой он сохранил до конца своих дней. По всей видимости, взаимное уважение между хозяином парка и жителями окружающих сел стало, в некоторой мере, залогом того, что парк выжил в самые трагичные времена.

Отец Николая Львовича долго не соглашался дать землю под будущий парк, словно предчувствуя, что это детище его сына поглотит всю их усадьбу. К тому времени, когда были выделены первые десять десятин в старом запущенном фруктовом саду, Николай Львович объездил Крым, Кавказ, побывал в России, Германии, Франции, Италии, Дании, где прежде всего знакомился с особенностями развития парков, интересовался тайнами паркового искусства. Потому проект Ипполита Падалки, по которому в свое время разбивали парк «Веселые Боковеньки» (рядом течет речка с таким названием), оценивал уже не дилетант. Основные работы, при консультации виднейшего на то время парковеда А.Регеля, были закончены в 1893 году. Николай Львович все время расширял парк, и до 1917 года продал практически все принадлежащие ему пахотные земли, хотя еще в 1912 году завещал свое детище Южнорусскому географическому обществу.

Община — великий разрушитель,
но и великая сила ...

Итак, после революционных событий 1917 года Николай Давыдов, хотя вроде бы уже и не был помещиком, собственником земель, но все же оставался барином, а потому вынужден был покинуть родные пенаты. Тем не менее, в отличие от многих своих коллег по несчастью, он не подался за границу — не только потому, что не было достаточно денег, а прежде всего потому, что не мог покинуть на произвол судьбы свой парк. Некоторое время он жил в Одессе, постоянно переписываясь с бывшим управляющим парка Михайловским.

Именно в эти годы разрухи и всеобщего беспорядка дендропарк запросто мог стать дымом (из дымоходов жилищ окружающих сел), если бы не община соседней Ивановки. Здесь не забыли хорошее отношение бывшего помещика: он, еще когда был богат, подарил селу красивую и современную по тем временам школу (она и до сих пор сохранилась). Поэтому когда парк оказался перед угрозой массовой вырубки, ивановцы организовали круглосуточное дежурство и не позволили уничтожить деревья. Именно при поддержке общин окружающих сел Давыдов в начале 20-х годов получил возможность вернуться в свой парк. Ивановцы и тогда не забывали его: приходили работать, понимая, что одинокому пожилому человеку не справиться с постоянной работой, которой в большом парке было немало. А когда в 1924 году Николай Львович должен был ехать в столицу ходатайствовать о судьбе парка, ивановцы купили ему новый костюм, поскольку бывший барин совсем поизносился, а новый купить было не за что.

Самое интересное, что сотрудничество между нынешним дендропарком и Ивановкой (именно из этого села поэтесса Тамара Журба и скульптор Андрей Нименко) продолжается и сейчас. Совместный проект Ивановского сельского совета (председатель Людмила Корнева) и дендропарка (директор Лидия Потапчук) стал победителем всеукраинского и областного конкурсов развития местного самоуправления. Касается он создания инфраструктуры для отдыхающих, а следовательно — развития в этом уголке Кировоградщины зеленого туризма. Старое административное здание дендропарка, по мнению авторов проекта, вполне можно переоборудовать под небольшой отель (где-то на 30 мест), открыть маленькое кафе, магазинчик или киоск с прохладительными напитками. Все это, безусловно, привлечет туристов, которых здесь пока совсем немного — до четырех тысяч в год.

— К нам, — рассказывает Лидия Потапчук, — в основном приезжают люди небогатые, которые не могут себе позволить дорогой отдых.

После реализации проекта, общая стоимость которого совсем небольшая (122 тыс. грн., этим людям отдыхать здесь станет намного удобнее. Часть средств уже поступила на счет, значит, работы скоро начнутся. Немного помогает и областной бюджет — с 2003 года финансируется проект реконструкции малых архитектурных форм: уже восстановлены центральные ворота дендропарка, винный погреб (очень интересное сооружение, которое еще нужно реставрировать внутри, правда, своего вина здесь нет, но что-то небанальное придумать можно), сейчас осуществляется реставрация центрального фонтана. Но непрофинансированным остается восстановление дорог и дорожек, канализации, освещения.

Три кита «Веселих Боковеньок»

Хотя здесь и есть искусственное озеро Кит (выкопанное в форме этого могучего млекопитающего), но речь не о нем, а о тех трех китах, которые должны усилить экономику дендропарка, вывести его на новый, современный уровень.

Длительное время здесь функционировала Веселобоковеньковская селекционно-дендрологическая исследовательская станция, подчинявшаяся Харьковскому научно-исследовательскому институту лесного хозяйства и агролесомелиорации имени Г.Высоцкого. Среди известных научных сотрудников, работавших здесь, называют Павла Бадалова и его сына Константина, Федора Павленко и Федора Щепотьева. Эти и другие ученые занимались селекцией ореха, фундука, дуба, достигнув неплохих результатов. Но отдаленность научного центра наряду с общественными изменениями явились причиной того, что дендропарк стал приходить в упадок. В свое время была заброшена система полива экзотов, построенная еще основателем парка, и хотя в 80-х годах ее восстановили, в последнее время она снова не используется.

С 2000 года парк существует как самостоятельное государственное предприятие, которое входит в состав областного объединения «Кировоградлес». Когда у Министерства культуры появился невинный довесок — туризм, некоторые из областных чиновников решили, что «Веселі Боковеньки» следует подчинить управлению культуры и туризма. Дошло уже до подготовленного проекта решения, который должна была утвердить сессия облсовета прошлого созыва. Но начальник управления культуры и туризма Наталья Овчаренко, чуть ли не в последний момент узнав об этом, забила в набат: в управлении нет ни ресурсов, ни специалистов, ни опыта в содержании такого серьезного объекта. Решение отложили.

Нынче дендропарком активно занимается областное управление лесного хозяйства. Начальник управления Иван Захарченко делится задуманным:

— Уже этой осенью мы существенно пополним коллекцию деревьев и кустарников новыми экзотическими видами (кстати, на такие акции управление массово приглашает журналистов, получающих таким образом возможность не только найти интересный материал, но и посадить свое дерево. — С.О.). Кроме того, каждый лесхоз обещает установить здесь что-нибудь привлекательное для туристов: наборы лесной мебели, детские качели, беседки и тому подобное. Собираемся также усовершенствовать и расширить туристические маршруты, улучшить экскурсионное обслуживание.

Конечно, усилий одних лесоводов мало: следовало бы организовать соответствующие автобусные маршруты, а для этого, конечно же, нужно иметь качественные дороги, которых в наших степях еще не хватает. Свернешь с трассы — проехать нужно всего несколько километров, но брусчатка 50-х годов прошлого века так даст о себе знать, что в следующий раз будешь объезжать ее десятой дорогой.

Тем не менее не только за счет туризма намерены выживать в «Веселих Боковеньках». Пчеловодство, разведение орехов, новогодних сосенок и елок — вот те три кита, которые должны держать экономику дендропарка. И если мед сегодня относительно дешевый, то на саженцы фундука, которых здесь 72 сорта (некоторые прошли сортоиспытание, некоторые — еще нет), чувствуется немалый спрос, их заказывают уже не десятками, как раньше, а тысячами.

— Плохо только, — говорит о наболевшем Лидия Потапчук, — что наша кондитерская промышленность ориентирована на импортный фундук, а он ведь более низкого качества, чем наш — ароматный, крупный. Да и сортировочные машины на фабриках налажены для работы с мелкими ядрами.

Хорошую прибыль должны принести посадки новогоднего молодняка. Сеянцы их похожы на грядочки молодого укропа, но вот рядом — лесок по колено, а туда дальше — уже по пояс...

* * *

Примерно так — медленно, нелегким ежедневным трудом и хлопотами сохраняют «Веселі Боковеньки» свою красоту, развиваются, крепнут, чтобы, приспособившись к требованиям нового времени, донести ее и следующим поколениям, как мечтал неисправимый романтик и альтруист Николай Давыдов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме