НАШИ ЧУЖИЕ ДЕТИ

Поделиться
Посещение детского дома не оставит равнодушным даже самого толстокожего и циничного. Когда перес...

Посещение детского дома не оставит равнодушным даже самого толстокожего и циничного. Когда переступаешь порог этого заведения, оно на первый взгляд ничем не отличается от обычного детского сада: также пахнет молочной кашей, такие же кроватки и игрушки, на стенах — рисунки. Но сходство пропадает, когда видишь глаза детей. Они полны грусти и пустого ожидания: вечером родители не заберут их домой. Им не поют колыбельные, не целуют на ночь. Одежда отмечена обязательным штампиком госучреждения, в котором они живут. И это великая вина и беда государства, что на многих из этих детей клеймо ничейности останется пожизненно. У многих детдомовцев жизнь складывается неблагополучно, зачастую они становятся беспризорниками и малолетними преступниками. Но пока у малышей есть шанс, что их усыновят, они обретут семью, дом, любящих родителей. О проблемах детей-сирот главный врач детского дома «Березка» Александр Таволжан знает не понаслышке. Он посвятил этой работе почти четверть века.

— Сегодня в системе Минздрава на попечении государства находится около 5 тысяч детей. В их число входят физические сироты (родители которых умерли) и социальные, они фактически сиротами не являются, хотя по сути ничем от них не отличаются. Таких большинство. Александр Александрович, почему, на ваш взгляд, в мирное время такое количество детей-сирот? В чем причина и как можно решить эту проблему?

— Малыши попадают к нам из роддомов и находятся здесь до трехлетнего возраста. С полной уверенностью могу сказать — отказываются от детей не просто потому, что их нечем кормить или не во что одеть, а прежде всего из-за психологических проблем. Если бы в роддомах работали психологи и сотрудники социальных служб, которые морально поддерживали бы женщину, решившую отказаться от ребенка, могли убедить ее в том, что она необходима малышу, развеять ее страхи и сомнения, тогда, процентов на 90 было бы меньше осиротевших детей. Ребенок без родителей — самое несчастное существо. Ведь даже у брошенного котенка есть шанс, что его подберут, станут о нем заботиться.

Самое ужасное, когда родители просто подбрасывают детей или уходят за паспортом и не возвращаются. Такого ребенка длительное время не могут ни усыновить, ни взять под опеку.

— Государственное финансирование, как известно, довольно скудное. Каким образом решаются проблемы существования детей в детских домах?

— В основном нам очень помогают украинские и зарубежные благотворительные фонды, частные предприниматели. Приходят простые люди, особенно в праздники, приносят детям сладости, игрушки. С другой стороны, нам не хватает специалистов — психологов, воспитателей, нянечек. Ведь зарплаты катастрофически низкие, например, воспитатель получает 270 гривен в месяц. Я уже не говорю о том, что далеко не каждый способен работать с детьми, тем более с сиротами или инвалидами. Не хватает средств на капитальный ремонт здания.

— Кто чаще всего отказывается от детей?

— Бытует мнение, что чаще всего бросают детей девицы легкого поведения или студентки. Но это практически не зависит от социального статуса, степени обеспеченности или образования. В жизни всякое бывает. Например, был случай, когда к нам пришла женщина — доцент, преподаватель. Случилось так, что муж уехал в длительную командировку. Появился внебрачный ребенок. Муж, конечно, узнал обо всем и поставил ее перед выбором «я или ребенок»… Чаще всего мужчины не думают о своих поступках, и груз ответственности ложится на хрупкие плечи женщин. Они остаются тет-а-тет со своими проблемами, совершают ошибки, за которые потом всю жизнь расплачиваются.

Раньше был закон, по которому, если от ребенка отказались утром, уже в обед того же дня приходили желающие его усыновить. Теперь же, по новому закону, мать имеет право в течение двух месяцев «подумать» и, если захочет, забрать ребенка. Возможно, по отношению к женщине это и справедливо, но вот по отношению к малышу — не совсем. Считаю, что подобные колебания со стороны матери должны быть четко аргументированы.

— Не было ли случаев, когда женщина оставляла ребенка, а мужчина приходил за ним?

— Случалось. Как-то супруг, узнав, что жена без его ведома отдала ребенка в детдом, стал его искать. Но не успел. Малыш был здоровым, и его сразу усыновили. У нас, как известно, это секретная информация. В Аргентине, например, биологические родители имеют право, пока ребенку не исполнилось двадцать, в любой момент вернуть его обратно.

— А кому отдают предпочтение усыновляющие?

— Часто хотят усыновить ребенка от матери-студентки. Если она, к примеру, доярка из какого-то села, — это хуже. Наши чаще хотят мальчиков, а иностранцы предпочитают девочек.

— Какие требования предъявляют к желающим усыновить ребенка. Какова сама процедура?

— Это довольно трудоемкий и длительный процесс с участием опекунского совета. Прежде всего желающие усыновить готовят объемный пакет документов. В них обязательно указываются место работы, должность, условия проживания, зарплата, возраст и др. Необходима также справка о психическом и физическом здоровье родителей. Кстати, раньше, если потенциальные родители болели каким-то венерическим заболеванием, в усыновлении им отказывали. Но времена изменились…

Затем инспектор оценивает бытовые условия кандидатов. Потом все необходимые документы передаются в суд, где и выносится окончательное решение. Если же ребенка усыновляют иностранные граждане, с решением суда об усыновлении документы передаются в МИД. Министерство отправляет пакет документов в украинский консульский отдел той страны, куда уехал малыш. Усыновители подписывают обязательство в месячный срок поставить ребенка на консульский учет. До достижения ребенком восемнадцати лет он имеет двойное гражданство.

Существует три формы передачи ребенка в семью: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Если ребенку исполнилось десять, необходимо его согласие на усыновление.

— А как родители выбирают ребенка?

— По анкетам в компьютере. То есть самого ребенка они не видят. Фотографий в анкетах нет, только данные. Потом уже будущие усыновители знакомятся с малышом, устанавливают с ним контакт.

— На Западе люди часто усыновляют тяжело больных детей. Как с этим обстоят дела у нас? Каковы перспективы у таких детей?

— Наши граждане усыновляют только здоровых. Иногда даже их возвращают. Например, одна учительница вернула ребенка лишь потому, что он ночью мочился в постель. Недавно иностранцы усыновили мальчика без ноги. Сделали ему протез, и малыш ходит. Иностранным родителям стараемся отдавать детей за три часа до отлета самолета. Потому что ребенок жил в тепличных условиях и вдруг его начинают возить за собой по всем консульствам, посольствам. Это стресс. Он может заболеть.

Большинство детей усыновляют в год и четыре месяца. Остальные, как правило, очень тяжелые инвалиды, у них практически нет шансов на усыновление. В три года их забирают в специализированный детский дом.

— Каково соотношение усыновляемых иностранцами и нашими гражданами?

— В прошлом году в детдоме «Березка» усыновили 68 детей, из них процентов 45 — наши соотечественники.

— Что вы думаете по поводу семейных детских домов?

— Это очень хорошее дело, и государство должно его поощрять.

Кстати, в приемную семью могут передаваться не только дети, имеющие определенный правовой статус, но и те, у кого родители, например, находятся в заключении или по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности.

Особенностью этой формы семейного воспитания является и то, что ребенок может поддерживать отношения с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит его интересам и не вредит нормальному развитию.

В отличие от опеки и усыновления законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей. Размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей. Надеюсь, что в нашей стране есть достаточно людей, готовых таким образом попечительствовать детям, открывая им дорогу в полноценную жизнь.

Справка «ЗН»

Всего в 2003 году в Украине родилось 410 тыс. 764 ребенка. Каждое десятое свидетельство о рождении сопровождалось записью об установлении отцовства. В 2003-м органы регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Украины зарегистрировали 6 685 случаев усыновления или удочерения детей — граждан Украины.

4 403 ребенка были усыновлены гражданами Украины, 130 — гражданами СНГ, в дальнее зарубежье отправилось 2 152 украинских ребенка. В целом при увеличении рождаемости в Украине на 4,5% количество усыновленных детей уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 8%.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме