ВРЕМЯ ХРИЗАНТЕМ

Поделиться
В прозрачные дни ноября, когда коварно подкрадывается зимний холод и небо становится большим и безразличным, донимает насморк и осенняя рефлексия о красоте и быстротечности бытия.....

В прозрачные дни ноября, когда коварно подкрадывается зимний холод и небо становится большим и безразличным, донимает насморк и осенняя рефлексия о красоте и быстротечности бытия... Что-то уж слишком экзистенциально для начала - ухмыльнутся скептики. Но такова «се ля ви», осенью так хочется лирики, хочется говорить красиво, говорить о вечном, например, об искусстве.

И нет ничего удивительного в том, что в романтическое время хризантем особо модными и актуальными стали женские выставки.

Мне хочется начать «с лучшего» - ставшего для меня самым запоминающимся, новым и ярким впечатлением прекрасного месяца октября. В галерее музея Кавалеридзе выставлялись молодые и талантливые (в нашем случае это не просто эпитет-штамп, автоматически цепляемый к слову «творец») художницы Леонора Якимащенко, Оксана Попинова, Анна Крюкова, Светлана Галдецкая. Все они лишь в прошлом году закончили Академию искусства, но заявляют о себе уже очень убедительно. Само название выставки «Четыре стороны света» - доказательство чуткости их художнической интуиции. Живописные темпераменты Леоноры, Анны, Светланы и Оксаны абсолютно разные. Но вместе они - некая целостность.

Работы Леоноры я увидела впервые, и реакция была адекватной увиденному - шок, потрясение основ. Ее живопись в одночасье взорвала мои устаревшие стереотипные представления о дамских живописных желаниях и возможностях. Необыкновенная магматическая живописная чувственность. Барочная «Аллегория силы» - динамический, пульсирующий клубок свившихся звериных и человеческих тел, о рамках «женской живописи» давайте забудем. «Ожидание сумерек», «Ветер с моря» - предчувствия, томления (излюбленная тема символистов БЖ-артовцев) в фантастически красивом колорите тысячи и одной ночи. Тут говорит все же женское начало, но загадочное, инфернальное, агрессивное.

Живопись Леоноры - это юг, а у Оксаны Попиновой - гаснущее небо запада. Последние ускользающие вечерние лучи и холодные тени в кронах засыпающих деревьев, состояние покоя и умиротворенности - «Вечер», «Долина серебристых деревьев». Как у Гумилева: «Запад был нежно-красный, вечер был голубой». Оксана не оглядываясь уходит в вымышленную страну ретроспективных фантазий, воспоминаний. А там - идеальный вечерний ландшафт, навеянный старой живописью (гладкость фактуры - под старину), и королева страны грез, ее поэтический двойник.

Светлана Галдецкая представляет «холодный» полюс живописи, стало быть, север. «Белый лист», «Тусклое зеркальце» - образы реалистичны по манере исполнения, сдержанно аскетичны и философичны по смыслу - созерцание внутренней сущности женщины. Светлана упорно всматривается в самое себя.

Не столь гармонично восточное мироощущение Анны Крюковой. Яркая, напрягающая нервы конфликтность бытия - ее стихия. Вспышки, взрывы цветов и чувств - «Каждому свое», «Недоразумение». Активный творческий темперамент Анны отнюдь не избегает опасно сильных эстетических эмоций. Так уж случилось, что и в «Ателье Карась» блистают дамы - Галина Григорьева, Влада Ралко, Марина Скугарева (28.Х-16.ХI). Галина Григорьева - одна из классиков современного искусства. В разговоре о ее живописи нам не избежать вынужденного злоупотребления понятием «классика». Она выбирает для себя классическую женскую и художническую роль, роль хранительницы гармонии. Цель ее творчества - поиск идеала красоты и духовности на территории классического искусства. В очень своеобразной манере - образы напоминают изображения в калейдоскопе (калейдоскоп - символ постмодернистской креативности, сложения новых узоров из старых) - Григорьева создает римэйки наиболее почитаемых шедевров всех времен и народов.

Живопись представительницы генерации 90-х Влады Ралко - нечто совершенно иное. Влада энергично пытается опровергнуть представление о женском эстетизме, вылизанности и аккуратной красивости, любви к мельчайшим деталям «женского рукоделия». Ее живопись антиэстетична в том смысле, что Влада не считает нужным втискиваться в рамки стереотипов упорядоченности, уравновешенности, сделанности. Полнейшая живописная раскрепощенность, хаотичность, брутальность тоже выглядит очень неплохо. Как всякий уважающий себя постмодернист, Влада иронична, а женская сентиментальность и чувствительность - удачная мишень для шуток. Профили любовников, ассоциирующиеся с обложками дамского чтива (серия «Наслаждение»), один из самых грозных символов массовой культуры, слегка вульгаризируются, сдвигаются в нижний угол яркого огромного холста - оригинально и со вкусом.

К живописи Марины Скугаревой я особо неравнодушна. Ее натюрморты - это фантазии в стиле «игры с подсознанием». С полным правом мы можем присоединить к ним сакральные приставки сюр- или пост-. Но в отличие от большинства коллег-постмодернистов, Скугарева обладает ценным живописным потенциалом, живописными приоритетами.

Натюрморты роскошны, артистичная аранжировка цвета радует истосковавшихся по тонким эстетическим ощущениям зрителей. А загадочный мрачноватый смысл изображаемого придает живописному лакомству пикантный вкус и богатые возможности интерпретации.

Для тех, кто любит графику Оксаны Кирпенко, новая выставка ее работ в Национальном музее (2.ХI-14.ХI) стала приятным сюрпризом - смена имиджа ей идет. Серия «Городская хроника» говорит о завораживающей красоте города, придающей осмысленность повседневности. Оксана рисует не конкретно Киев или места более цивилизованные, Париж, Рим, а Город как обобщающий образ. Фрагменты реальности, люди, пейзажи, интерьеры обезличены, в них подчеркнуто нечто всеобщее, шарм городского стиля жизни. Эта графическая серия, безусловно, связана с киноэстетикой, стилизированна под 60-е годы. Кафе, вечеринки, уик-энды - неброский, но опоэтизированный праздник жизни в пространстве города.

А в галерее «Акварель» (20.Х-15.XI) представлены «Лирические монологи» Леси Григоровой. На сей раз мы не увидим никаких непредсказуемых вариантов творчества прекрасного пола. Образы, созданные Лесей, традиционно гармоничны, женственны, обаятельны.

Но все же нам с вами не придется ограничиваться только дамской артистической компанией.

В галерее «Тадзио», как всегда, - элитарное искусство. До 10 ноября мы сможем видеть там живопись Романа Адамовича. Своеобразие живописного мышления этого художника во многом обусловлено тем, что он не ограничивает свое самовыражение только лишь этим видом искусства. Адамович еще и художник игрового и анимационного кино, создает станковую графику и книжную иллюстрацию. Как мне кажется, мастер стремится к некоему синкретизму, преодолению временной ограниченности такого пространственного вида искусства, как живопись. Его живопись я бы назвала кинетической - цветовые пятна активно обживают пространство и время, движутся (вне зависимости от того, абстрактна ли картина или присутствует изобразительный мотив).

А выставку одного из родоначальников модерна Альфонса Мухи в Национальном музее (продлится до конца ноября) уж точно не стоит игнорировать. Мнения по поводу Мухи у сведущей публики расходятся. Одни эстеты от него без ума, другие считают представителем, скорее, ширпотребовской, чем элитарной тенденции в модерне. А просто публика Муху любит, вспомним хотя бы Марселя Пруста - какое сильное впечатление произвели на восприимчивого юношу афиши театра Ренессанс с Сарой Бернар. «Жисмонда», «Самаритянка» - мы имеем возможность видеть эти хрестоматийно известные вещи. А какими забавными кажутся рекламные плакаты тех времен. Муха предпочитал рекламировать атрибуты сладкой жизни - коньяк, сигареты. Трогательные с наивно-детскими личиками красавицы (тип роковой женщины с тех пор явно изменился) дымят вовсю, а струи сигаретного дыма более эффектно изобразить невозможно. Среди этих плакатов действительно попадаются не самые высококлассные вещи, но таких не много. Экспозиция, которая, кстати, была привезена из фондов Львовского музея декоративно-прикладного искусства и этнографии, дает достаточно полное представление о творчестве Мухи, о сильных и слабых его сторонах. Но все-таки понимаешь, сколь многим графическая культура модерна обязана этому великолепному рисовальщику и изобретателю орнаментальных арабесок.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме