Экономические отношения Украины с ЕС сквозь призму платежного баланса

ZN.UA Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Экономические отношения Украины с ЕС сквозь призму платежного баланса © depositphotos/Volurol

В этом году на фоне роста финансовой помощи от государств-союзников увеличился и дефицит текущего счета платежного баланса, указывая на снижение международной конкурентоспособности экономики. Это заставляет нас взвешенно оценить экономические отношения Украины с Евросоюзом — нашим основным донором и торговым партнером. Нынешнее сближение, очевидно, улучшает перспективы членства Украины в ЕС. Однако слабость экспортного сектора и сырьевая специализация Украины усиливают фундаментальную неустойчивость платежного баланса.

Согласно данным НБУ за девять месяцев 2023 года, текущий счет был сведен с дефицитом в сумме 5,5 млрд долл., тогда как за девять месяцев 2021-го — 1,5 млрд, а за аналогичный период 2022 года — с профицитом 7,9 млрд долл. (см. рис. 1).

Отрицательное сальдо текущего счета в 2023 году объяснялось стремительным расширением дефицита торгового баланса (см. табл. 1). Если в январе—сентябре 2021-го дефицит торговли товарами и услугами был равен 0,8 млрд долл., то за аналогичный период 2023 года — 28 млрд, что составляет 22% ВВП.

За три квартала 2023 года относительно аналогичного периода 2021-го стоимостные объемы экспорта товаров уменьшились на 42%, а импорта — всего на 3%. Разрушение производственных мощностей, усложнение транспортных маршрутов, колебания экспортных цен, ограничение электроснабжения, потери рабочей силы стали основными причинами снижения экспорта.

Наиболее весомыми позициями сокращения украинского экспорта к предыдущему году стали минеральные продукты (на 52%), черные, цветные металлы и изделия из них (на 39%), продукция химической и связанных с ней отраслей (на 24%).

Экспорт услуг из Украины уменьшился за анализируемый период на 7%, при том что импорт услуг вырос на 87%. Отрицательное сальдо торговли услугами образовалось в основном как результат расходов украинских беженцев за рубежом: импорт услуг по статье «личные путешествия» достиг 10,8 млрд долл.

 С начала российской агрессии роль ЕС как торгового партнера Украины заметно выросла. Абсолютная сумма экспорта товаров в ЕС в январе—сентябре 2023 года почти соответствовала ее значению в январе—сентябре 2021-го — 16,1 млрд долл. Но доля ЕС в украинском экспорте увеличилась с 37% в 2021 году до 62,5% в 2023-м (см. табл. 2).

При уменьшении экспорта из Украины во все страны-партнеры за два года на 42% экспорт в ЕС снизился всего лишь на 2%. Это объясняется как открытостью западной границы Украины во время войны (в отличие от других направлений), так и отменой решениями Совета ЕС всех таможенных сборов, квот и мер торговой защиты для украинского экспорта. Такие послабления касались тарифов на фрукты и овощи, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, раньше подпадавших под действие тарифных квот.

Основными составляющими товарного экспорта в ЕС в первом полугодии 2023-го стали зерновые культуры (почти четверть экспорта), черные металлы и изделия из них (15%), подсолнечное масло (9%), руды и железные концентраты (8%), древесина (7%), семена и плоды масличных растений (7%). То есть Украина оставалась поставщиком сырьевой продукции на рынок ЕС, а разрушение производственных активов, инфраструктуры и эрозия трудовых ресурсов усложняли развитие национальных производств с высокой степенью обработки продукции.

Что касается товарного импорта из ЕС, то во время войны заметно выросли как его абсолютные объемы (с 18,4 млрд долл. в 2021 году до 22 млрд в 2023-м), так и доля ЕС в импорте в Украину (с 38,3 до 47,3%). Доминирующие позиции в структуре импорта из ЕС занимали нефть и нефтепродукты (17%), наземные транспортные средства (11%), механические машины (7%), природный газ (6%), фармацевтическая продукция (5%), пластмассы и полимеры (4%), черные и цветные металлы (4%).

Дополнительным негативным фактором стало Решение Еврокомиссии о введении до 15 сентября временного запрета на импорт из Украины четырех видов сельскохозяйственной продукции — пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника — в пять стран Восточной Европы. Но даже после этой даты Польша, Венгрия и Словакия проигнорировали решение Еврокомиссии, продлив действие указанных ограничений. Соответственно, это тоже отрицательно сказалось на платежном балансе Украины и ухудшило внешнюю устойчивость нашей экономики.

Дефицит текущего счета в 2023 году сочетался с притоком средств по финансовому счету (14,9 млрд долл.), что и сгенерировало положительное общее сальдо платежного баланса объемом 9,4 млрд долл. Подобная ситуация контрастирует с аналогичными периодами 2021-го и 2022 года, когда общее сальдо было отрицательным. Основным каналом притока валюты по финансовым операциям стали кредиты нерезидентов органам государственного управления. Поступления по этому каналу в январе—сентябре 2023 года составили почти 19 млрд долл.

Среди негативных изменений в составе финансового счета следует отметить увеличение объемов наличной валюты во внебанковском обращении на 8,2 млрд долл., тогда как за девять месяцев 2021 года такой прирост составлял всего 3,4 млрд. Политика высоких процентных ставок, внедряемая НБУ с целью снижения долларизации и повышения привлекательности гривневых активов, очевидно, не была эффективной.

Сам же банковский сектор играл заметную роль в выводе валюты из экономики Украины. Прирост внешних активов банков в форме долговых ценных бумаг нерезидентов и депозитов в зарубежных банках за девять месяцев 2023-го достиг 2 млрд долл.

Если говорить о компенсирующих источниках финансирования, то с января 2022-го по август 2023 года государства-союзники предоставили Украине военной, финансовой и гуманитарной помощи на сумму 237,9 млрд евро (данные Кильского института по сумме обязательств) (см. табл. 3). От МВФ, Всемирного банка, ООН и ЕБРР Украина получила еще 12,8 млрд евро.

ЕС и его государства-члены в третьем квартале 2023 года стали крупнейшими донорами Украины, задокументировав выделение 132 млрд евро помощи, включая 83,4 млрд евро финансовой помощи. Европейская комиссия и Совет одобрили выделение 77 млрд евро, правительства стран — членов ЕС — 47 млрд, Европейский фонд мира — 5,6 млрд евро.

Роль разных доноров в формировании трех видов помощи Украине демонстрирует рис. 2. Лидерами являются коллективные институты ЕС (84,8 млрд евро), США (69,5 млрд), Германия (21 млрд) и Великобритания (13,8 млрд). Относительно своих экономических возможностей на переднем крае противостояния агрессору стоят Норвегия (1,7% ВВП), Литва и Эстония (по 1,3%), Латвия и Дания (по 1,1%), Польша и Словакия (по 0,7% ВВП).

К сожалению, большая часть финансовой помощи поступает в Украину в кредитной форме (69% за десять месяцев 2023 года), что порождает угрозы для долговой устойчивости и долгосрочной макрофинансовой стабильности.

В июне 2023-го Еврокомиссия объявила о создании Украинского фонда — Ukraine Facility, который должен покрывать краткосрочные потребности Украины в восстановлении и финансировать среднесрочные расходы на модернизацию. Индикативный объем ресурсов фонда составляет 50 млрд евро на 2024–2027 годы (грантовая часть фонда — 17 млрд евро, а заемная — 33 млрд).

Украинский фонд будет иметь три компонента:

  • финансовая поддержка государства с целью реализации реформ и финансирования инвестиций, обеспечения макрофинансовой стабильности;
  • инвестиционная программа с фокусом на мобилизации частных инвестиций и расширении доступа предпринимателей к финансированию;
  • помощь для вступления в ЕС путем технической экспертизы и развития институтов.

Приветствуя создание такого фонда и будучи признательными ЕС за всестороннюю поддержку, следует отметить некоторые проблемные аспекты.

Во-первых, это существенный кредитный компонент фонда, который возложит неподъемное бремя на плечи разоренной войной страны.

Во-вторых, это оптимистичные надежды на привлечение в Украину значительных объемов частного капитала, которые вряд ли реализуются, если война затянется еще на несколько лет или Украину не примут в НАТО после окончания войны.

Вместе с тем для восстановления внешней устойчивости экономики и динамичного экономического роста Украины в период восстановления следовало бы усилить второй компонент фонда с ориентацией на предоставление льготных кредитов и грантов украинским предпринимателям для создания экспортных производств в отраслях обрабатывающей промышленности.

Таким образом, нынешнее состояние платежного баланса свидетельствует о структурных проблемах украинской экономики, без решения которых ее быстрое восстановление и модернизация выглядят маловероятными, и в случае сохранения сырьевой специализации национальной экономики даже близкие отношения с ведущими странами мира не будут гарантировать нам долгосрочный экономический подъем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме