ВОИНСКОЕ БРАТСТВО БЕЗ РАВЕНСТВА

Поделиться
Среди военных пенсионеров и офицеров в отставке и запасе существует неравенство. Неравенство, закрепленное на законодательном уровне и от того еще более оскорбительное...

Среди военных пенсионеров и офицеров в отставке и запасе существует неравенство. Неравенство, закрепленное на законодательном уровне и от того еще более оскорбительное. Неравенство в оценке их заслуги перед Отечеством, выраженной в денежном эквиваленте. По тому, каким образом им выплачивается пенсия, военных пенсионеров условно можно разделить на четыре категории. Первая — ветераны войны и Вооруженных сил (ВС) СССР, уволенные до 1 сентября 1999 года. Вторая категория — ветераны ВС Украины, уволенные после 1 сентября 1999 года. Третья категория — ветераны ВС Украины, уволенные после 1 января 2003 года. И четвертая категория — ветераны ВС Украины, уволенные после 1 января 2004 года.

Особенности национального законодательства Украины заключаются в том, что, например, полковники, занимавшие должность командира полка и отслужившие, скажем, 32 года, в зависимости от года и месяца, а также числа увольнения получают разные пенсии. Причем размеры этих пенсий отличаются в 2,5—3 раза. Подобные примеры в истории существования вооруженных сил других государств не зафиксированы. Это чисто украинское изобретение, объяснить и тем более понять которое невозможно, поскольку оно алогично.

«Молодой» пенсионер (50—55 лет), который уволился после 1 января 2003 года, получает пенсию значительно большую, чем «пожилой» пенсионер (60—80 лет), уволившийся еще во времена существования СССР (часто ветеран Великой Отечественной войны) или до 1 сентября 1999 года. При этом нужно учесть, что «пожилые», в силу преклонного возраста, как правило, не в состоянии работать, в то время как «молодые» в основной своей массе имеют возможность получать не только пенсию, но еще и зарплату. Таким образом, с учетом официальной средней зарплаты по Украине, материальное обеспечение отставной «молодежи» в 4—5 раз выше, чем у «стариков».

Пытаясь хоть как-то понять логику градации среди украинских военных пенсионеров, те из них, кто постарше, с горечью констатируют: если ты «молодой» пенсионер, то получай все, что ты заработал, и наслаждайся жизнью, а если «пожилой», то кроме лекарств, которые непрерывно дорожают, тебе больше ничего не нужно, да и вообще осталось недолго — как говорится, финиш не за горами.

В России подобная диспропорция в размерах пенсий военнослужащих для равных категорий была устранена еще в конце 2002 года. Полковник-пенсионер, служивший в Вооруженных силах Украины до 1999 года и живущий в Украине, но отправивший свое пенсионное дело в Россию на основании соответствующего соглашения между Украиной и Россией, сегодня получает пенсию около 205 долларов США (в Сибири — 227). Его коллега по службе, получающий украинское пенсионное обеспечение, — около 96 долларов.

В других странах таких случаев социального неравенства среди военнослужащих история не знает. В Германии офицер, который служил в вермахте, а затем в бундесвере, имеет при равных званиях и выслуге лет такую же пенсию, как офицер бундесвера.

Почему так получилось? Ответ очень простой. Денег на всех не хватает. Поэтому каждая готовящаяся к увольнению группа «молодых» и энергичных офицеров (преимущественно генералов), которые еще при власти, эффективно лоббирует «персональный» законопроект об «особом» порядке начисления пенсий с учетом существенных последних повышений зарплаты военнослужащим. Те же, кто уволился раньше, при более низком уровне зарплаты, остаются при своих интересах. В украинских Вооруженных силах уже сформировались некоторые различия в понимании офицерской чести между «пожилыми» ветеранами, которые в своем большинстве служили при «развитом социализме», и «молодыми», служившими при зарождающихся в Украине рыночных отношениях, когда бизнес и деловая хватка превалируют над национальными традициями украинского воинства.

Сложившаяся ситуация — следствие политики Министерства обороны Украины. Его руководство сознательно не шло на существенное повышение должностных окладов и окладов по воинскому званию (являющихся основой для начисления пенсий), вводя разного рода надбавки. Ранее уволенные военнослужащие эти надбавки, естественно, не получали, и теперь, когда они обращаются в суд, им на законном основании отказывают в повышении пенсий.

Но пенсионеры не сдаются и продолжают бороться, используя в качестве оружия перо. Так, в конце марта 2003 года 26 бывших офицеров и прапорщиков из города Верхнеднепровска Днепропетровской области обратились с письмом к Президенту Украины, где указали на грубую дискриминацию в начислении пенсий военнослужащим, уволенным в запас или ушедшим в отставку в разные годы. Как и следовало ожидать, их письмо для ответа было переадресовано в ту организацию, которая их, собственно говоря, и «кинула» (по-другому просто нельзя сказать), — в Министерство обороны Украины. Задержки с ответом не было. Авторам обращения сообщили, что с 1 января 2003 года будет прибавка к пенсии в размере… десяти процентов от нее. Правда, Минобороны заверило пенсионеров, что это повышение (случившееся впервые за 7 лет) — «первый этап уменьшения диспропорции в размерах пенсий военнослужащих, уволенных в разное время». В дальнейшем предполагается начать работу по уравниванию пенсионного обеспечения и планированию средств для этих целей в госбюджете Украины. Через сколько лет? И кто доживет до этого светлого будущего? За те семь лет, в течение которых проводилась дискриминационная политика в отношении военных пенсионеров, из жизни ушли сотни, а может и тысячи людей, так и не дождавшись восстановления справедливости. И когда можно ожидать поступления «планируемых средств в Госбюджет Украины» для выравнивания пенсий, если сегодня полным ходом идет сокращение личного состава Вооруженных сил Украины? И для его успешного проведения в 2004—2005 гг. необходимо 2,9595 млрд. грн. (около 555 млн. долл.).

Военные пенсионеры, как правило, имеют одно-два высших образования и отлично понимают, что при таких расходах и дефиците государственного бюджета (а увольняемым в 2004—2005 годах пенсия будет начисляться по верхнему пределу) их шансы на выравнивание пенсий с «молодыми» ветеранами сводятся к нулю. Ориентировочные расчеты показывают, что для этих целей необходимо 6—7 млрд. грн. ежегодно. Таких «свободных» средств в бюджете нет, поэтому план по выравниванию пенсий реализовать в ближайшие десять лет невозможно. Очевидно, для восстановления социальной справедливости необходимо кардинальное решение проблемы — реформирование системы начисления пенсий всем офицерам военной организации государства (Министерства обороны, СБУ, Внутренних войск, Государственной службы охраны границы).

Отчаявшись найти справедливость, многие пенсионеры стали подавать иски в суды на военкоматы. И по числу поданных заявлений эта акция начинает приобретать угрожающие масштабы. Штатные юристы военкоматов жалуются, что как представители ответчика просто не успевают присутствовать на всех судебных заседаниях. В результате судебных процессов часть исковых заявлений удовлетворяется, часть — нет. Военным пенсионерам, уволенным после 1 сентября 1999 года, то есть третьей и четвертой категорий, пенсии выравниваются до определенного ограничения в ускоренном темпе. Пенсионерам же двух первых категорий в выравнивании отказывают, откладывая на потом. Это еще больше разобщает военных пенсионеров из-за так называемого узаконивания социальной несправедливости.

Социальная напряженность среди военных ветеранов нарастает быстрыми темпами. «Пожилые» ветераны не могут без отрицательных эмоций смотреть на «молодых», а «молодым» ветеранам стыдно смотреть в глаза «пожилым». В результате возникает дополнительный очаг разобщения украинской нации. А воинское братство всех поколений молодых украинских Вооруженных сил, не успев стать реальностью, окончательно превращается в красивую небылицу.

Удивительно, что власти не понимают: на предстоящих президентских выборах недовольство более чем трехмиллионного отряда избирателей (в Украине полтора миллиона военных пенсионеров плюс члены их семей), которые являются самыми активными участниками выборов, будет использовано их же, властей, оппонентами.

Действующее законодательство России позволяет ветерану Вооруженных сил Украины, если он сменит украинское гражданство на российское, получать пенсию по установленным для российских военных пенсионеров нормативам (т.е. минимум в два раза больше). Многие ветераны украинских ВС, устав ждать восстановления социальной справедливости, могут решиться и на такой шаг. Что же тогда будет с авторитетом Украины и ее Вооруженных сил?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме