Совладелец Izovat Сергей Лищина: «У Украины огромный потенциал снижения энергопотребления и роста энергоэффективности»

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Совладелец Izovat Сергей Лищина: «У Украины огромный потенциал снижения энергопотребления и роста энергоэффективности» © Алексей Шибанов

Рост мировых цен на энергоносители вывел вопрос энергетики и энергоэффективности на первый план, и не только в Украине. Правительство ищет пути его решения, а президент Владимир Зеленский анонсирует программу «Большой термомодернизации» тысяч старых домов.

Несмотря на актуальность вопроса и существование разных программ наподобие «теплых кредитов», Украине до сих пор так и не удалось решить проблему катастрофически затратного жилого фонда. О том, насколько она решаема в принципе, ZN.UA поговорило с совладельцем торговой марки Izovat Сергеем Лищиной, одним из крупнейших производителей теплоизоляции в Украине.

Алексей Шибанов

— Сергей Богданович, почему, на ваш взгляд, о «Большой термомодернизации» и модернизации старых домов заговорили только сейчас?

— Говорят об этом давно, но сейчас мы пришли к пониманию, что без реформы в этой сфере страна развиваться не может. Это препятствие для роста, которое мы должны преодолеть. У Украины есть огромный незадействованный ресурс, который может стать точкой роста и дать стимул для ускорения экономики, — снижение энергопотребления.

Вне зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, Украина в ближайшем будущем будет оставаться импортером энергоресурсов. Поэтому от рационального потребления, повышения эффективности и контроля ресурсов зависит и благосостояние граждан, и конкурентность украинской экономики в мире. Плюс нельзя забывать о геополитической составляющей: энергетическая независимость, о которой говорит президент, — это еще одно условие существования независимой Украины.

Наша ситуация не уникальна. Тем же путем шли в Европе, когда примерно лет тридцать назад начали модернизировать старые дома. Возьмем страны Восточной Европы. У них был такой же неэффективный и непривлекательный жилой фонд, доставшийся со времен пребывания в орбите СССР. Утеплили, покрасили, облагородили — жить стало комфортнее, приятней, теплее и дешевле.

— У нас этим пока занимаются отдельные домохозяйства и владельцы частных домов по собственной инициативе. Они ваш основной потребитель?

— Не только. Во-первых, в Украине уже действуют государственные правила строительства (более известные как ДБН), согласно которым новые здания должны быть термоизолированы. На сегодняшний день действует норма 15 см, но, я думаю, она будет повышаться. Например, в Европе начинали с 10 см термоизоляции, сейчас дошли до 30 см. Растут требования к энергоэффективности, экологичности — меняются и правила.

У нас тоже есть прогресс в этом вопросе: в 2016 году запретили использовать выше третьего этажа теплоизоляционные материалы с низким уровнем механической стойкости, повысили требования к пожаростойкости для общественных зданий и жилых многоэтажек. В результате застройщики стали отказываться от более дешевых, токсичных и легковоспламеняющихся углеродистых материалов в пользу более экологичных, таких, как наша минеральная вата из базальта. Так что строительные компании — наши потребители.

Есть программа «Большое строительство», в рамках которой возводят и реконструируют детсады, больницы, школы, центры предоставления административных услуг и так далее. Только за этот год мы обеспечили 400 тысяч квадратных метров термоизоляции на таких объектах социальной инфраструктуры.

Есть бизнес, который при строительстве или модернизации своих помещений учитывает цену их содержания, поэтому сразу максимально вкладывается в энергоэффективность.

И есть частные потребители — домохозяйства, умеющие считать деньги. Рост в этом сегменте мы ощутили в 2015 году, когда люди начали массово задумываться о том, как с помощью замены окон, котлов и утепления уменьшить платежки.

Достаточно сказать, что если раньше мы в значительной степени ориентировались на экспорт, то сейчас больше продаем в Украине. Мы продолжаем экспортировать продукцию в страны Восточной Европы, Скандинавию, но уже около 80% реализуем в Украине.

— Какой эффект дает термоизоляция для жилого фонда?

— Цифра зависит от конкретного объекта, но если взять усредненные данные, то термоизоляция стен и крыши позволит экономить до 50% потребляемой энергии. Это и обогрев в холодное время года, и охлаждение летом. Мы взяли как пример стандартную пятиэтажку, каких много по стране, и перевели всю энергию в киловатты. Без термоизоляции годовое энергопотребление составит около 120 киловатт-часов на один квадратный метр. Если утеплить стены и крышу, то чуть больше 60 киловатт-часов на квадратный метр.

При действующем тарифе 1,68 гривни за киловатт получится, соответственно, около 950 тысяч гривен без утепления и около 500 тысяч гривен в утепленном доме. Разница — более 450 тысяч гривен экономии в год на одной пятиэтажке.

Еще один пример, который я люблю приводить, особенно в разговорах с коллегами по бизнесу, — расчет окупаемости инвестиций. Затраты на термоизоляцию за счет сокращения потребления энергии окупаются за четыре года, а за 30 лет дают 700% прибыли на инвестицию. Это очень хороший результат.

— Но если цифры такие впечатляющие, почему до сих пор большинство жилых домов в Украине не имеет термоизоляции? Не хватает знаний, понимания экономической выгоды или банально денег?

— Всего понемногу плюс не хватает централизованных усилий. Например, в частном доме это вопрос цены. Понимание, что повышать энергоэффективность нужно, есть, но средств не всегда хватает. В многоэтажном жилом доме, где есть объединение совладельцев многоквартирного дома, нередко заказывают энергетический аудит и затем меняют окна, утепляют стены, подвал, крышу и так далее. В домах без ОСМД собственники могут утеплить свою квартиру, и в ней будет приятней жить, но платежка существенно не изменится — нет синергии всего дома.

Поэтому я убежден, что к вопросу повышения энергоэффективности нужно подходить системно на уровне государства. Только тогда это даст значительный экономический результат в масштабах не только одной семьи, но и всей страны.

К примеру, в Евросоюзе оценили эффект от дальнейшей модернизации жилого фонда на 15% в 100 миллионов евро к 2030 году. У нас за счет крайне неэкономного способа содержания жилого фонда и практики «отапливания космоса» эффект будет еще выше.

— Мы пока обсуждаем энергоэффективность с точки зрения финансов, но ведь есть еще и соображения экологии? В развитых странах, в той же Европе, этому придают все большее значение.

— Совершенно верно. Европа движется в сторону декарбонизации и циркулярной экономики. Украина взяла обязательство к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 65% согласно так называемому Green Deal — Европейскому зеленому курсу.

И это вопрос не только промышленности и используемых на предприятиях технологий. Это еще и жилой фонд, на который приходится порядка 40% потребления энергии, выбросов парниковых газов и твердых отходов. Для генерации той же электроэнергии мы до сих пор используем уголь, дающий при сгорании сумасшедшие выбросы.

Если мы хотим стать полноправным членом европейского сообщества, то у нас нет иного выбора, кроме как работать над своей энергоэффективностью и повышать стандарты. Пока Украина в этом плане сильно отстает.

Мы должны осознать, что и Green Deal, и другие программы — это не просто новомодные веяния или дорогие игрушки, которые могут себе позволить только богатые страны. Это новый стандарт. Циркулярная экономика, лежащая в основе нового стандарта, предполагает, что мы больше не ориентируемся на немедленную прибыль. Мы считаем на перспективу: как то, что мы произвели, будет служить нам? Как долго будет служить и с какими последствиями для окружающей среды? Как мы сможем потом это использовать, перерабатывать, перезапускать в новый цикл?

Экологическая составляющая уже давно стала частью глобальной экономики. Предпринимательство, основанное на принципе «быстро сделал — быстро продал, побежал дальше», больше не в тренде. Теперь важно, из каких ресурсов и по каким технологиям ты это произвел, как долго это можно использовать и насколько неинвазивно впоследствии можно будет переработать.

— Насколько вы как собственник заинтересованы в имплементации новых экологических и энергетических стандартов?

— Начнем с того, что когда мы с партнерами в 2010 году запустили завод по производству минеральной ваты Izovat, мало кто в бизнесе вообще видел тут большие возможности. Но я был убежден, что рынок теплоизоляции, который только создавался в Украине, имеет большое будущее.

Сейчас Izovat выпускает 85 тысяч тонн минеральной ваты в год. Она изготовляется на основе базальта — природного и экологичного материала, добываемого в Украине. Планируем открытие новой линии по выпуску еще 90 тысяч тонн. Линию проектируем в Европе в соответствии со всеми стандартами, в том числе экологическими.

Алексей Шибанов

Параллельно строим завод по производству минеральной ваты из стекловолокна, также в Житомире. Производство стекловолокна дешевле, чем базальтовой ваты, поэтому большему числу украинцев эта продукция будет доступна. В производстве планируем использовать до 80% стеклобоя в качестве сырья, — это хорошо как в плане себестоимости, так и для рециркуляции отходов. На новом заводе IzovatGlass будет электропечь, что позволит свести выбросы к минимуму и контролировать углеродный след от производителя к потребителю. Это, кстати, тоже является частью европейской стратегии декарбонизации и требований, которые уже совсем скоро будут предъявлять ко всем экспортерам товаров в ЕС.

Мы с самого начала ориентировались на создание безотходного производственного цикла. Используем собственные остатки и отходы для производства базальтовой ваты и думаем над тем, как забирать остатки от других производителей. Это намного дешевле и экологичнее, чем непосредственно плавить базальт.

Я убежден, что будущее — за циркулярной экономикой. И наша термоизоляция отвечает этому тренду. Срок ее эксплуатации фактически неограничен, и даже после демонтажа «старую» вату можно либо использовать на других объектах, либо перерабатывать в новую продукцию.

— Сколько стоит открыть такой завод?

— В создание IzovatGlass инвестиции составят более 30 миллионов евро. Это абсолютно новое предприятие, строящееся с нуля, с новым оборудованием и новыми технологиями, рабочими местами и поступлениями в местный и центральный бюджеты. Планируем запуститься в 2023 году и производить 18 тысяч тонн продукции в год.

— Для таких компаний, как ваша, «Большая термомодернизация» — это перспектива, но для общества — еще и риск того, что часть госфинансирования будет направлена не на саму программу, а в карманы ее кураторов от власти. Есть ли гарантии, что этого не будет?

— Безусловно, мы видим в «Большой термомодернизации» перспективы для роста нашей компании. Что касается второй части вопроса. С самого первого дня завод Izovat — это полностью прозрачное предприятие. Вся финансовая отчетность проходит регулярные аудиты. Именно такой подход позволяет нам привлекать немалый финансовый ресурс, в том числе ведущих зарубежных банков, для развития и расширения. Мы не намерены сворачивать с этого пути.

— Наиболее эффективным предохранителем от коррупции в таких проектах является конкуренция. Много ли у вас конкурентов на украинском рынке?

— Рынок минеральной ваты из базальта — это конкурентный рынок. Сегодня Izovat — лидер рынка. Но есть и другие крупные украинские производители плюс импорт.

Больше статей Ульяны Стельмашовой читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме