МАКЕЕВСКИЙ МЕТКОМБИНАТ: ПИШИТЕ ПИСЬМА?

Поделиться
Не прошло и двух месяцев после реанимации предприятия, как его перспективы снова заволокло тумано...

Не прошло и двух месяцев после реанимации предприятия, как его перспективы снова заволокло туманом неопределенности

В конце августа, накануне приезда Президента Украины, комбинат стоял уже месяц: желающих вложить деньги в его запуск не нашлось. И не только в Донбассе - во всей Украине. Слишком уж рискованным было дело, да и опыт предыдущих попыток не вдохновлял. В итоге инвестора пришлось приглашать из-за рубежа. Согласившаяся рискнуть американская компания Trans Commodities INC оказалась то ли пятым, то ли шестым по счету стратегическим инвестором предприятия. Предшественники у нее были разные, работали по-всякому, но результатом их деятельности стал остановившийся завод с колоссальными долгами.

Расхлебывать такую кашу в одиночку Trans Commodities не улыбалось. И она не без оснований рассчитывала на поддержку государства. Хотя бы потому что завод градообразующий. В августе, чтобы только привлечь средства, чиновники щедро обещали инвестору что угодно - только дай, родимый, деньги. Когда же цель была достигнута и в первых числах сентября Президент ходил не по руинам предприятия, а по живым цехам, интерес к выполнению обязательств быстро увял.

Ничего нового в этом нет, ситуация вполне привычная. Проблема в том, что обещали в общем не только и даже не столько американцам. От выполнения взятых обязательств напрямую зависит судьба десятков тысяч человек, связанных с заводом. При этом если до визита Леонида Даниловича в Макеевку чиновники всех рангов охотно встречались с инвестором, неоднократно подтверждая обещания помочь, то после поездки они вдруг резко стали недоступными. Очевидно, у весьма занятых людей действительно нет лишних пятнадцати минут. Тем более для разговора, который заранее обещает быть неприятным ввиду напоминаний о ранее выданных авансах.

Началось столь знакомое многим написание многочисленных челобитных, именуемых ныне письмами, меморандумами и проч.

Так как фирма уже вошла на предприятие, то бросить начатое на полпути она уже не могла. И, инвестировав порядка 13 млн. долл., она оказалась в глубоко подвешенном состоянии. С одной стороны, необходимость вкладывать деньги вполне очевидна: износ оборудования превосходит все мыслимые и немыслимые стандарты. С другой - гарантии возврата средств пока ограничиваются обещаниями в случае чего вернуть два миллиона долларов, израсходованных на запуск производства.

Что же касается остального, то к началу этой недели в письме к Президенту председатель правления компании отмечал, что «ни один из пунктов согласованных нами условий вхождения на комбинат правительством Украины не выполнен». Справедливости ради надо отметить, что в сентябре энергоносители поставлялись с отсрочкой платежа, но это было одноразовое решение, санкционированное лично Олегом Дубиной.

Это, конечно, неплохо, но далеко не то, о чем договаривались. Одним из основных условий подъема комбината было предоставление ему товарного кредита по энергоносителям. Иначе производство, потребляющее ежемесячно электроэнергии, газа и воды на 3,5-4 млн. долл., не поднимется с колен. Естественно, кредит должен предоставляться на возвратной основе и под проценты, с этим никто не спорит. Однако чтобы привести оборудование в более-менее божеский вид и начать рентабельную работу, необходим хотя бы год.

Уровень хотя бы безубыточной работы -140 тыс. тонн товарной продукции. Для прибыльной работы необходимо не менее 170 тыс. Это реально, однако нужны время и средства. Председатель совета директоров Trans Commodities Сэм Кислин писал правительству и Президенту: «Мы не просим поставлять энергоносители бесплатно. Мы готовы немедленно подписать прилагаемые договора, которые дадут нам возможность успеть произвести техническое перевооружение и обеспечить рентабельность, за счёт которой мы сможем погашать текущие платежи и возвращать задолженность с процентом за предоставление кредита».

Однако очевидно, что в Макеевке это понимают лучше, чем в Киеве. Рабочие, которым должны 34,5 млн. грн., согласны растянуть погашение задолженности на год. Естественно, при условии своевременной выплаты текущей зарплаты. Люди готовы немного подождать, понимая, что главное - это привести в порядок оборудование и поднять завод.

Вообще то, что о будущем Макеевки еще можно говорить, - это заслуга именно трудового коллектива, не давшего до конца растянуть оборудование. И люди понимают, что без ремонтов все опять остановится. К примеру, сейчас наиболее современный на комбинате проволочный стан «150» работает на половину мощности. Причина предельно банальна: за семь лет после пуска его ни разу не ремонтировали. По словам его оператора Михаила Шитова, поставившие стан в Макеевку немцы, узнав, что на нем уже пять лет не меняли подшипников, заявили, что теперь будут рекламировать этот тип продукции как самый надежный прокатный стан в мире. Дело в том, что по проекту подшипники надо менять ежегодно, так что мы уже превзошли пятикратный рекорд. Правда, это не тот случай, когда подобным можно гордиться.

Многострадальные подшипники в ближайшее время заменят. Однако нужно менять и валки стана, и проч. И все это на оборудовании, которому семь лет. Что же говорить о другом, чей возраст уже давно зашкалил за полвека.

До начала зимы необходимо ввести в строй третью домну и поставить на ремонт пятую, до весны - подлатать мартеновские печи. К марту 2003 года планируемые расходы компании по ремонту оборудования составят 15-20 млн. долл. Большая металлургия - это и большие деньги.

Давая их, люди рассчитывают на возврат. TCI вовсе не благотворительная организация, она не скрывает, что намерена заработать на заводе деньги. Просто ее бизнес предполагает заработок на живом заводе, а не на его останках. И она понимает, что прежде, чем получить прибыль, в дело надо вложить средства. И вкладывает. Хотелось бы надеяться на встречное понимание и со стороны господ чиновников…

Пока что с этим напряженка, и чем дальше, тем большая. Сейчас на поверхность всплыла очередная проблема. Наряду с «Криворожсталью» Макеевский - один из двух комбинатов, чьи контрольные пакеты акций принадлежат государству. Но если «Криворожстали» с руководством в конечном счете повезло (Олег Дубина действительно сильный руководитель), то в Макеевке дела сложились по-иному. Мало того, что от плана одновременного ввода двух станов за версту несло авантюрой, так еще из средств, предназначенных на эти цели, более трети (47 млн. долл.) исхитрились пустить не по назначению. Социальные нужды - это конечно хорошо, но сейчас построенный на немецкие деньги жилой фонд не могут бесплатно передать городу. Позже тоже всякое случалось. Государство же при этом больше присутствовало. Правда, несколько раз оно пробовало ММК продать, но к тому времени завод настолько увяз в долгах (только признанных судом - более чем на 85 млн. долл.), что покупателя не нашлось.

Предполагались и иные решения. После провала последней попытки государства продать 60,9 % одна из таких схем и была реализована. На базе металлургических цехов комбината создается ООО «Металлург», а затем ЗАО «МакМет». Юристы ТCI сочли создание этих структур законным, легитимным. Поэтому когда было принято решение о реанимации комбината, то в течение двух дней был решен вопрос о единственно возможной схеме работы с ним. Работали, естественно, с реальным собственником - ЗАО «МакМет». В итоге у него взяли в аренду основные фонды завода и передали их в субаренду ОАО «Макеевский металлургический комбинат». Что касается ресурсов и сырья, то они завозятся на завод по давальческой схеме. Это позволяло избежать ареста денег на блокированных счетах комбината.

Сейчас у государства к вопросу формирования уставного фонда ЗАО есть вопросы. Однако, откровенно говоря, важнее не кто и что во сколько оценил, а то, что будет дальше. Тем более что новый инвестор, Trans Commodities, к созданию ЗАО никакого отношения не имел. Однако если сейчас «МакМет» просто ликвидировать, возникнет правовой вакуум. Неясно, как тогда ТСI будет работать на комбинате, а главное - зачем вкладывать деньги. Не следует думать, что инвестора сильно вдохновляет перспектива добавить к долгам комбината еще пару десятков миллионов.

По мнению юристов Trans Commodities, «отсутствие гарантий правительства и сложный юридически-правовой статус основных фондов комбината, который в настоящее время является собственностью ЗАО «МакМет», делает инвестиционный климат размытым, зыбким и крайне опасным для инвестирования. Тем более что мы затратили серьезные средства, взяв в долгосрочную аренду у «МакМета» основные фонды. Путь оспаривания государством чистоты сделки ЗАО «МакМет» на данном этапе, по нашему мнению, не конструктивен, так как влечет за собой долгий процесс судебного разбирательства, апелляций и т.д.». И добавим - время, которого у завода нет.

Инвестор предлагает не откладывая собрать заинтересованные стороны для принятия окончательного решения о судьбе ОАО «Макеевский металлургический комбинат». Представляется разумным поиск компромисса путем заключения мирового соглашения кредиторов. После этого можно создать новое юридическое лицо - в составе государства, инвестора и владельца основных фондов. Это позволило бы избежать долгих разборок, которые рискуют окончиться тем, что по их ходу исчезнет сам предмет спора - комбинат. Надо четко понимать, что с прекращением выплавки прокатные станы будут никому не нужны, и все средства, затраченные на их строительство в 90-е годы, окажутся выброшенными на ветер. Все расчеты показывают, что возить металл для проката с других комбинатов (неважно - из Енакиево или Мариуполя) экономически не выгодно. И разговоры на сей счет разговорами и останутся. Не говоря уж о десятках тысяч потерянных мест на комбинате и в смежных отраслях.

В этом случае создаваемый Минпромполитики Украины Комплексный план мероприятий по возобновлению производственной деятельности, стабилизации финансово-экономического состояния, технического перевооружения производственных фондов ОАО «Макеевский металлургический комбинат» будет просто очередной пыльной папкой на полке…

Ну а сейчас люди пишут письма. С каждым разом уровень их адресатов повышается. Сначала писали Олегу Викторовичу. Сейчас пишут Анатолию Кирилловичу (копия Олегу Викторовичу). С октября стали писать уже и Леониду Даниловичу. Тем более что он на комбинате вроде не чужой. В сентябре ему присвоено звание почетного директора Макеевки.

Конечно, к коллективным письмам «царю-батюшке» отношение в Киеве, большей частью, такое же, как к посланиям «на деревню дедушке», но люди действительно надеются. Им в Макеевке жить, а на комбинате работать. Опять же - а вдруг дойдет?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме