В Канаде палеонтологи нашли древнейший вид рогатых динозавров

В Канаде палеонтологи нашли древнейший вид рогатых динозавров © umm4.com
Палеонтологи обнаружили в провинции Альберта на западе Канады останки ранее неизвестного вида динозавров Xenoceratops foremostensis.

Палеонтологи обнаружили на западе Канады останки одного из самых древних рогатых ящеров, обитавших на территории Канады в конце мелового периода, 78 миллионов лет назад.

«Примерно 80 миллионов лет назад крупные рогатые динозавры в Северной Америке пережили «эволюционный бум». Xenoceratops показал нам, что даже самые древние цератопсиды обладали гигантскими рогами. Форма этих костистых выростов становилась все более причудливой по мере появления новых видов рогатых динозавров», - заявил руководитель группы ученых Майкл Райан из Музея естественной истории штата в городе Кливленд (США).

Райан и его коллеги изучали окаменелости цератопсид, обнаруженные в окрестностях канадского городка Формост в конце 50 годов группой канадских палеонтологов под руководством Уонна Лэнгстона. Впоследствии останки рогатых ящеров были переданы в Музей природы в Оттаве, где они были спрятаны в запасники и с тех пор не изучались профессиональными учеными.

- Ученые признали, что не смогут клонировать динозавров

Исследуя эти окаменелости, палеонтологи натолкнулись на необычный фрагмент черепа динозавра, не похожего на других представителей цератопсид. Ученые изучили структуру костяного «воротника» и пришли к выводу, что он принадлежал к числу самых примитивных центрозавров, одного из подвидов цератопсид, населявших Северную Америку на заре эволюции рогатых ящеров.

Новому динозавру присвоили имя Xenoceratops foremostensis, что означает «странный рогатый ящер из Формоста». Этот динозавр был достаточно крупным животным - его масса могла достигать двух тонн, а длина - шести метров. «Странность» Xenoceratops foremostensis объясняется тем, что он обладал не одним, а тремя рогами, что не было характерной чертой центрозавров.

По расчетам палеонтологов, возраст их находки составляет 78 миллионов лет. Это делает нового рогатого ящера самым древним из цератопсид, обнаруженных на территории Канады и, возможно, Северной Америки.

Райан и его коллеги планируют продолжить изучение окаменелостей, собранных в окрестностях города Формост. Вполне возможно, что в этих малоизученных «следах» мезозойской эры прячутся и другие, неизвестные нам виды рогатых динозавров.

«Xenoceratops foremostensis дает нам новые данные о том, как эволюционировали первые цератопсиды. Мы обладаем достаточно скудным запасом окаменелостей, которые относятся к раннему периоду их эволюции, и это открытие подчеркивает, насколько много нам еще предстоит узнать о появлении этой пестрой группы динозавров», - заключает Дейвид Эванс из университета Торонто. !zn