Ученые выяснили, что теория о Вселенной без темной энергии неверна

© nasa.gov
Группа ученых нашла косвенные доказательства того, что темная энергия все же существует. Доводы экспертов основываются на «обратном» доказательстве – они обнаружили, что одна из альтернативных гипотез, объясняющая мир без участия темной энергии, неверна.

Впервые гипотеза о наличие во Вселенной темной энергии учеными была предложена в 1998 году. Ее наличие объясняло расширения Вселенной с ускорением. Современные теории постулируют, что скорость разбегания галактик должна уменьшаться. Тем не менее, исследования показывают, что это отнюдь не так.

Обнаружив такое несоответствие, ученые нашли еще довольно много косвенных доказательств, которые демонстрировали наличие темной материи, но эксперименты так и не продемонстрировали ее наличия. Некоторые ученые до сих пор считают, что правомерными могут оказаться альтернативные гипотезы, не задействующие темную энергию.

Одна из таких гипотез предполагает, что наблюдаемая скорость расширения Вселенной определяется тем, что Солнечная система, галактика Млечный Путь и прилегающий регион космического пространства расположены в центре огромного – протяженностью около 8 миллиардов световых лет – относительно пустого района космоса. Соответственно, измеряемая учеными скорость расширения Вселенной не является истинной. То есть,это иллюзия, создающаяся в одном конкретном месте космического пространства. Эта гипотеза не очень популярна у астрономов, отчасти, по той причине, что на сегодняшний день у них нет никаких фактических доказательств, что Млечный Путь находится в особой, не похожей на другие части космоса.

Авторы новой работы определяли скорость расширения Вселенной, ориентируясь по сверхновым звездам типа Ia. Сверхновые типа Ia отличаются тем, что их светимость всегда одинакова. Соответственно, определяя видимую яркость такой сверхновой, астрономы могут вычислить расстояние до нее. Дополнительно определяя красное смещение (сдвиг в спектре излучения объекта, связанный со скоростью его движения) для таких звезд, астрономы могут получить скорость расширения Вселенной.

Для наблюдения сверхновых специалисты использовали новую камеру Wide Field Camera 3, установленную на телескопе Hubble в 2009 году. Ученым удалось получить значение скорости разбегания космических объектов, на 30 процентов более точное, чем в более ранних работах. И это значение не укладывается в гипотезу о «пустом месте», внутри которого находится Млечный Путь.

По материалам Space.com