Ученые получили данные о динамике уровня воды в Черном море за последние 670 тыс. лет

© tainy.net
Ученые получили данные о динамике уровня воды в Черном море за последние 670 тысяч лет.

Состав воды Черного моря претерпевал сильные изменения, поскольку в него все время прибывала пресная вода из рек, а также из-за непрекращающихся контактов с водами Средиземного моря через мелкий пролив Босфор и Эгейское море. Однако до сих пор ученым не удавалось создать точный график этих изменений ввиду недостаточного количества осадочных пород, которые помогли бы провести анализ.

Авторы новой работы выбрали в качестве инструмента для анализа сталагмиты в пещере Софулар, расположенной в северной части Турции в десяти километрах к югу от Черного моря. Сталагмиты представляют собой застывшие столбы из солевых слоев, источником соли для которых была морская вода, испарявшаяся из Черного моря. Вода проливалась дождем на побережье и из образующихся на поверхности луж просачивалась в пещеру.

Детальному анализу подвергся изотопный состав кислорода в солевых слоях. Соотношение изотопов кислорода-16 и кислорода-18 в Черном и Средиземном морях достоверно отличается, так что, изучая этот параметр, исследователи могут установить, перемешивались ли воды двух этих морей. Изотопный состав речных стоков также заметно отличается от морского.

По итогам своей работы авторы выяснили, что перемешивание Черного и Средиземного морей за последние 670 тысяч лет происходило как минимум 12 раз. Кроме того, исследователи заключили, что как минимум семь раз в Черное море попадала вода из Каспийского моря. Перемешивание морей могло происходить из-за таяния на Земле ледников и общего подъема уровня воды на планете – моря попросту выходили из своих берегов.

Одна из гипотез возникновения Черного моря в современном виде предполагает, что оно появилось в результате затопления – считается, что около 7,5 тысяч лет назад Средиземное море перелилось через край и смешалось с водами крупнейшего пресноводного озера, которое существовало на месте Черного моря.

По материалам Science News