Ученые открыли планету из другой галактики

Астрономы открыли первую известную планету, образовавшуюся за пределами нашей галактики.Планета, похожая на Юпитер, вращается вокруг звезды, когда-то входившей в состав карликовой галактики, которую позже поглотила наша галактика, Млечный Путь. Звездная система, пережившая этот процесс, расположена в 2000 световых лет от Земли, в созвездии Печь в Южном полушарии, и была открыта с помощью телескопа в Чили. Звезда, обозначаемая как HIP 13044, приближается к концу своего жизненного цикла. Ранее астрономы различными способами выявили около 500 похожих на Землю планет за пределами Солнечной системы – так называемых «экзопланет». Однако все известные до сих пор планеты зарождались в пределах Млечного Пути. А теперь удалось разглядеть небесное тело, которое расположено на орбите одной из звезд «потока Хелми». Об этой группе звезд известно то, что в прошлом они образовывали отдельную небольшую галактику. Наша галактика поглотила ее 6-9 миллиардов лет назад. Новооткрытая планета крупная, весит как минимум в 1,25 раза больше Юпитера. Она вращается на небольшом расстоянии от своей звезды – период вращения составляет всего 16,2 дня. Такая планета могла образоваться только в начале цикла существования звездной системы, то есть до того, как система стала частью нашей галактики, говорят ученые. «Впервые астрономы зафиксировали планетарную систему в звездном потоке внегалактического происхождения. Это космическое слияние сделало внегалактическую планету досягаемой для нас», - сказал участник исследования Райнер Клемент из Института астрономии имени Макса Планка в Гейдельберге (Германия). Доктор Роберт Мэсси из Королевского астрономического общества Великобритании так объяснил научную ценность открытия: «Есть все основания полагать, что планеты действительно часто встречаются по всей Вселенной – не только в нашей галактике Млечный Путь, но и в тысячах миллионов других галактик. Однако твердые доказательства этого у нас появились впервые». На примере звездной системы HIP 13044 также можно наблюдать, что в отдаленном будущем ожидает и нашу Солнечную систему. Звезда HIP 13044 исчерпала запас водорода в своем ядре, затем сильно расширилась, превратившись в «красный гигант». При этом могли быть уничтожены небольшие твердые планеты, вращавшиеся на небольшом расстоянии от нее. После этого звезда снова сжалась. Открытая учеными планета, очевидно, уцелела благодаря тому, что была больше и находилась дальше от своего солнца. «Это открытие особенно интригует, если учесть, что наше Солнце тоже, как ожидается, примерно через 5 миллиардов лет станет красным гигантом», - заметил руководитель исследовательской группы, доктор Джони Сетиаван, также работающий в Институте астрономии имени Макса Планка. Открыли новую планету методом «радиальной скорости» – астрономы фиксировали небольшие колебания на звезде, вызванные притяжением планеты. Колебания наблюдали с помощью телескопа Ла Сийя Европейской южной обсерватории в Чили.

По материалам Би-Би-Си