Ученые нашли на Колыме бактерии, которые смогут выжить и на Марсе

Ученые нашли на Колыме бактерии, которые смогут выжить и на Марсе
Исследователи создали в лаборатории точную копию Марса - то же давление, та же радиация и так далее. Все микробы погибли. Кроме шести. Более того, шесть выживших организмов, в «марсианских» условиях чувствовали себя даже лучше, чем на Колыме.

Ученые пришли к выводу о том, что некоторые виды микробов, живущие на Земле, могут жить и в условиях Марса, поэтому аппараты, которые уже в большом количестве за последние годы высадились на поверхности Красной планеты, уже могли на себе принести на Марс образцы земной биологии. Соответственно, если в будущем тот же аппарат Curiosity обнаружит на Марсе микробов, нельзя будет со 100%-ной вероятностью утверждать, что они являются истинными обитателями планеты.

Впрочем, значительная часть ученых также считает, что если земные микробы и могут физически существовать на Марсе, это не говорит о том, что они могут там жить на протяжении длительного периода времени - радиация, полное отсутствие влажности и питательных органических веществ сделают свое дело и микробы выжить не смогут.

Так или иначе, но совместная группа ученых из России и США продемонстрировала, что микробы, обитающие в природных условиях на Колыме, могли бы выжить и на Марсе. По словам ученых, выживут ли данные микробы на Марсе в реальности или нет, это пока открытый вопрос, но наблюдение за этими микроорганизмами определенно может помочь в подготовке будущих миссий на Красную планету.

Совместная группа исследователей из Российской академии наук и Университета Флориды изучила несколько разных групп бактерий, обитающих в зоне вечной мерзлоты по берегам реки Колымы. Исследователи говорят, что эти микробы живут в постоянном холоде и получают удивительно малые объемы питательных веществ для поддержки жизнедеятельности. Кроме того, они живут без солнечного света на глубине около 15 метров, где средняя температура почвы составляет около минус 7 градусов.

Образцы микробов, полученные прямо из зоны вечной мерзлоты, показали, что эти организмы живут без воды, которая, как правило, необходима для жизни, причем в таких жестких условиях эти виды живут по меньшей мере 8000 лет. По словам ученых, в безводных морозных условиях микроорганизмы живут и развиваются, правда их метаболизм течет с очень низкой скоростью.

После того как ученые «отогрели» микробов в лаборатории и поместили их в питательную среду, те начали разрастаться со значительно большей скоростью.

По мнению специалистов, почти такие же условия должны быть и на Марсе: здесь такая же нехватка кислорода, экстремально низкие температуры, нехватка питательных веществ. Единственная разница - это радиационный фон и более низкое атмосферное давление (в 150 раз меньше, чем на Земле). Тем не менее, исследователи создали в лаборатории точную копию Марса - то же давление, та же радиация и так далее. Все микробы погибли. Кроме шести. Более того, шесть выживших организмов, в «марсианских» условиях чувствовали себя даже лучше, чем в «земных».

Исследователи поближе взглянули на выживших и провели их генетический анализ и пришли к выводу, что микробы Carnobacterium могли бы жить и на Марсе. В земных условиях они обитают в холодных условиях - на севере Сибири, в Канаде, на Аляске, а также, возможно, на Южном полюсе.

Биологи говорят, что Carnobacterium - это редкий тип анаэробного организма, то есть способного обходиться без кислорода для жизни и роста. Вместо кислорода они используют иную химическую цепочку, позволяющую организму усваивать питательные вещества. !zn