Соперник Большого адронного коллайдера нашел "прелестную" частицу

Американские физики, работающие на одном из крупнейших в мире ускорителей элементарных частиц - коллайдере Теватрон - открыли новую частицу: нейтральный прелестный кси-барион, последний не найденный до сих пор представитель этого класса элементарных частиц.

Как сообщает пресс-служба Национальной лаборатории имени Ферми, открытие сделали физики одной из двух крупнейших научных групп, работающих на Теватроне, коллаборации CDF.

Барионами называют частицы, состоящие из трех кварков, в их число входят протон и нейтрон, из которых состоит весь наблюдаемый мир.

Новая частица была предсказана общепринятой физической теорией - Стандартной моделью. Она относится к классу кси-барионов, состоящих из одного верхнего или одного нижнего кварка и двух тяжелых кварков.

Новое открытие позволит ученым лучше понять, как взаимодействуют кварки, и как формируется материя.

Всего физики зафиксировали 25 событий, свидетельствующих о рождении прелестного кси-бариона.

Статистическая значимость эффекта составила 7 сигма, при том, что для того, чтобы говорить об открытии, физикам требуется получить значимость в 5 сигма. Результаты будут опубликованы в журнале Physical Review Letters.

В апреле коллаборация CDF официально объявила, что ей удалось обнаружить признаки существования новой частицы, не предсказанной общепринятой теорией - Стандартной моделью. Однако позже физики, работающие на втором детекторе коллайдера - D0 - не подтвердили этот результат.

Теватрон (Tevatron) - протон-антипротонный коллайдер, кольцевой ускоритель, в котором сталкиваются пучки протонов и антипротонов, расположенный в штате Иллинойс. Его строительство было окончено в 1983 году. До начала работы Большого адронного коллайдера в европейском ЦЕРНе Теватрон был рекордсменом по энергии частиц: он разгонял протоны и антипротоны до энергии 980 гигаэлектронвольт, то есть энергия столкновений в нем превышала 1,9 тераэлектронвольт.

Ученые с помощью детекторов коллайдера фиксируют результаты столкновений встречных пучков частиц, в результате которых рождается множество других частиц, в числе которых могут быть и новые.

Власти США из-за нехватки средств отказались продлить работу Теватрона, и ускоритель будет закрыт в октябре 2011 года.