Под ледяным панцирем Антарктиды обнаружили жизнь, изолированную от внешней среды 3000 лет © antarcticsun.usap.gov
Американские ученые нашли уникальных бактерий-"моржей" подо льдами антарктического озера. На протяжении тысяч лет эти живые существа не контактировали с окружающим миром.

Биологи обнаружили в водах антарктического озера Вида, скрытого под километровой коркой льда, несколько видов бактерий. Жизнеспособные организмы, спокойно переносящие температуры до минус 14 градусов Цельсия, были изолированы от внешней среды на протяжении последних трех тысячелетий.

Уникальный вид подобных «морозоустойчивых бактерий» был найден впервые. Открытие сделали американские ученые, изучив образцы воды подледного озера Вида, которое расположено в сухих долинах Мак-Мердо на территории земли Виктории - района Антарктиды, наиболее близкого к Новой Зеландии и Австралии.

Доклад о сенсационном открытии группы исследователей под руководством микробиологов доктора Эллисон Мюррей и доктора Кристиана Фритсена из института в Неваде опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Фото: antarcticsun.usap.gov

Озеро Вида было открыто в 1958 году новозеландской экспедицией из университета Веллингтона и названо в честь собаки Эрнеста Шеклтона - одного из британских исследователей Антарктиды. Вида привлекла всеобщее внимание в 2002 году, когда Эллисон и ее коллегам удалось извлечь и «оживить» бактерий из льда, окружавшего озеро.

После чего исследователи извлекли пробы воды из приповерхностных слоев воды в Виде и попытались найти в них живых или замороженных бактерий. Для этого ученые совершили экспедицию к озеру в 2005 году и пробурили 950 метров льда, отделяющего озеро от остального мира.

Получив достаточное количество воды, ученые проанализировали ее химический состав.

По их словам, вода в озере Вида не слишком благоприятна для поддержания жизни. В частности, она представляет собой крепкий рассол, внутри которого содержится много агрессивных молекул нитратов, нитритов, закиси азота и других его производных.

Тем не менее, ученые все же проверили воду на предмет присутствия бактерий. Для этого они добавили в нее особое вещество, которое подкрашивает живые клетки, соединяясь с молекулами ДНК в их цитоплазме.

Фото: antarcticsun.usap.gov

Выяснилось, что вода Виды содержала в себе тысячи живых клеток, принадлежащих к десяткам различных семейств микробов, в том числе гаммапротеобактерий, спирохет и других классов бактерий.

Помимо этого, подопечные Мюррей и ее коллег оказались настоящими «моржами» - процесс синтеза белков продолжался, хотя и крайне медленно, при температурах в районе минус 13-14 градусов Цельсия.

«Открытие этой экосистемы, как и наличие биологических и небиологических процессов при низких температурах, позволяет нам создать «симулятор» условий на других планетах. Он поможет нам оценить то, насколько пригодны для жизни «замороженные» планеты, где могут существовать подледные океаны», - заключают авторы статьи.

Отметим, что в последние годы ученые активно изучают образцы вод, извлеченные из таких озер, пытаясь найти организмы, способные выжить в «марсианских» условиях. Так, в 2012 году российские ученые извлекли образцы воды из антарктического озера Восток, однако не нашли в нем следов древних бактерий. Если следов живых существ там так и не найдут, Восток станет единственной ненаселенной микроорганизмами областью на Земле. !zn