Глобальные изменения климата на Земле зависят от концентрации солей в океанах

© survival-ru.org
Повышение концентрации сернокислых солей позволило бактериям значительно снизить долю парникового газа в воде океанов и в атмосфере. Это привело к похолоданию и переходу от «парникового» климата к современному ледниковому режиму.

Колебания в концентрации сернокислых солей в водах мирового океана оказались важным фактором в изменениях климата в прошлом нашей планеты - повышение доли этих веществ приводило к глобальному похолоданию, а низкое их содержание в морской воде сопровождалось потеплением, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

«Когда Индия и Евразия столкнулись, вскрылись древние залежи солей и их содержимое попало в океан, радикально изменив химический состав его вод. Данное событие привело к «смерти» эоцена - самой теплой эпохи современной кайнозойской эры, и стало причиной перехода от парникового к современному «ледниковому» климату», - заявила один из авторов статьи Адина Пайтан из университета штата Калифорния в городе Санта-Крус (США).

Исследователи проанализировали химический состав включений жидкости в отложениях морской соли, сформировавшихся за последние 130 миллионов лет. Оказалось, что за это время концентрация сернокислых солей в мировом океане колебалась достаточно сильно, в несколько раз.

Ученые попытались понять причины столь сильных колебаний в концентрации сульфатов, построив модель глобальной циркуляции соединений серы в атмосфере и океане.

Согласно модели, резкое падение концентрации сульфата в начале мелового периода было связано с формированием южной части Атлантического океана в аптскую эпоху, примерно 120-110 миллионов лет назад. Спустя 70 миллионов лет Евразия столкнулась с Индией, медленно «дрейфовавшей» от Африки к Азии с конца мелового периода, этот катаклизм привел к растворению в море огромных запасов гипса и ангидрида, захороненных на побережье Азии от Омана.

Появление дополнительных порций сульфатов привело к резкой активизации бактерий, питающихся метаном, одним из основных парниковых газов. В меловом периоде и начале кайнозоя эти микробы находились на «голодном пайке», так как им не хватало ионов SO4 для активного окисления метана.

По мнению ученых, повышение концентрации сернокислых солей в середине эоцена позволило бактериям значительно снизить долю парникового газа в воде океанов и в атмосфере. Это привело к похолоданию и переходу от «парникового» климата к современному ледниковому режиму. !zn