Геологи рассказали о могучей цивилизации, которую погубило изменение климата

Хараппская цивилизация
Индская или Хараппская цивилизация — крупнейшая древняя цивилизация человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. До сих пор не утихают споры о связи между этой загадочной древней культурой и могучей дающей жизнь рекой Сарасвати.

Новое исследование, объединившее последние археологические свидетельства и современные научные технологии, показало, что климатические изменения стали основной причиной упадка великой хараппской цивилизации, существовавшей на Земле почти 4 тыс. лет назад. Американским ученым удалось также разрешить многолетние споры относительно происхождения и судьбы Сарасвати, священной реки индусской мифологии.

Индская или Хараппская цивилизация - крупнейшая древняя цивилизация человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Она занимала площадь более одного миллиона квадратных километров: вдоль равнинной реки Инд от Аравийского моря до Ганга, на территории современного Пакистана, северо-западной Индии и восточных районов Афганистана. Подобно своим современникам, хараппы, названные так в честь одного из крупнейших своих городов, жили рядом с реками, окруженными плодородными почвами.

"Мы восстановили динамический ландшафт равнины, где индская цивилизация образовалась 5200 лет назад, строила свои города, а потом медленно угасала где-то с 3900 до 3000 лет назад,. До сих пор не утихают споры о связи между этой загадочной древней культурой и могучей дающей жизнь рекой", - рассказывает руководитель исследования, геолог Океанографического института в Вудс-Холле Ливиу Джиосан (Liviu Giosan).

Окончательно существование Индской цивилизации было установлено только в 1921-1922 годах. Сегодня многочисленные остатки хараппских поселений расположены в обширном пустынном регионе вдали от реки.

Шквал археологических исследований в Пакистане и Индии обнажил историю сложной городской культуры с множеством внутренних торговых путей, морским сообщением с Месопотамией, уникальными строительными сооружениями, канализацией, высокоразвитым декоративно-прикладном искусством и письменностью.

Новое исследование проводилось в период с 2003 по 2008 год в Пакистане. В журнале PNAS международная группа ученых рассказывают о сделанных выводах.

Исследователи объединили данные спутниковых фотографий и топографических карт, а также образцы почвы и осадочных пород из дельты Инда и его притоков. Все это позволило воссоздать картину изменения ландшафта этого региона за последние 10 тысяч лет. Ученые проделали такую обширную работу, чтобы по геологическим данным восстановить историю хараппской цивилизации.

Поясним. Одна из самых ярких геологических особенностей дельты Инда – так называемый хребет осадочных пород, созданный рекой. Это уникальное в своем роде геоморфологическое образование. Его протяженность вдоль водной артерии составляет тысячу километров, ширина - сотню километров, а высота от десяти до двадцати метров. Подобное образование говорит о потрясающей стабильности равнинной реки. При благоприятных погодных условиях это идеальная площадка для развития мощной культуры, основывающейся на сельском хозяйстве, какой и были хараппы.

Геологи пришли к выводу, что со временем интенсивность муссонных дождей ослабла, что привело к сокращению площадей плодородных заливных лугов. Этот фактор сыграл решающую роль в упадке аграрной культуры хараппов, которая напрямую зависела от динамики разливов рек.

Исследователи полагают, что им также удалось разрешить многолетний спор о судьбе мифической реки Сарасвати. В древних индийских писаниях есть указание на то, что эта река превосходила все прочие в данном регионе по своим размерам. Однако ее русло не было найдено.

Сегодня в сезон дождей из Гималаев в долину Хакра спускается стремительная река Гхаггар, которая теряется в пустыне. Археологические данные свидетельствуют о том, что эта местность была густонаселенной в период расцвета хараппской культуры.

В итоге с изменением климата дожди приносили меньше влаги, и когда-то полноводная река Сарасвати превратилась в сезонный горный поток.

В ходе нынешнего геологического исследования ученые собрали информацию о местоположении городов и небольших поселений, о трансформации сельского хозяйства и миграции людей на поздних этапах увядания цивилизации.

"Около 3900 лет назад реки хараппов пересохли, и они были вынуждены покинуть свои города и переместиться на восток, обосновавшись в бассейне Ганга, где муссоны позволяли процветать сельскому хозяйству. Здесь преобладали разрозненные аграрные общины, и некогда могучая цивилизация утратила свое былое величие, а вместе с ним и большую часть культурного наследия", - заключает Джиосан в пресс-релизе института.. !zn