Реклама в Facebook и Instagram: кто из политиков тратит больше всего – рейтинг ОПОРЫ

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Онлайн-агитация в соцсетях остается в серой зоне украинского законодательства.

Украинские политики и политические силы рассматривают Facebook и в меньшей степени Instagram как полноценные площадки для общения с гражданами и политическими оппонентами.

Специалистки Гражданской сети ОПОРА по мониторингу соцсетей Ольга Снопок и Анастасия Романюк проанализировали изменения в украинское законодательство в сфере регулирования онлайн-рекламы и готовы поделиться выводами с читателями ZN.UA.

С 1 января по 14 декабря 2021 года политические силы, политики и прочие страницы опубликовали в Facebook и Instagram почти 123 тысячи рекламных сообщений политического содержания стоимостью почти $2,2 млн (около 60 млн грн).

«Наибольшую долю этих расходов (49,1%) составляют расходы «других» страниц: онлайн-изданий, общественных движений или таких, которые поддерживают определенные партии или политиков, но не являются их официальными представительствами. Они потратили на политическую рекламу $1,08 млн (29,5 млн грн)», - отмечают аналитики в статье «Партии в социальных сетях. Два миллиона долларов за внимание потенциального избирателя».

На втором месте по расходам – украинские политики разных уровней, от бывшего премьер-министра Арсения Яценюка до депутатов местных рад. На свое продвижение в Facebook они совокупно потратили около $753 тысяч (20,5 млн грн) – это более трети общих расходов на политическую рекламу в этой соцсети (34,3%).

Самая скромная доля (16,6%) расходов – у политических партий: за политическую рекламу они заплатили $365 тысяч, то есть около 10 миллионов грн.

Все эти деньги в течение года тратились неравномерно. В январе и мае в соцсетях появилось менее 10 тысяч рекламных сообщений, на которые было потрачено от $151 до 255 тысяч.

Всплеск политической активности в соцсетях пришелся на сентябрь ($230-335 тысяч за 11 813 сообщений) и октябрь ($268-376 тысяч за 12 440 сообщений). Причиной такого рывка, вероятно, стала подготовка к выборам мэра Харькова и довыборам в Раду в Черкасской и Херсонской областях.

В прошлом году страницы политических партий потратили на рекламу почти 365 тысяч долларов (без учета расходов лидеров этих страниц).

Абсолютным лидером стала партия «Слуга народа» – с центральной страницы суммарно потрачено около $86 тысяч на 3,5 тысячи рекламных сообщений.

Второе и третье места заняли страницы «За майбутнє» – центральная страница партии и страница женского крыла. В общей сложности они потратили около $83 тысяч на более чем 2,3 тысячи сообщений.

Со значительным отрывом идет центральная страница партии «Голос» – она потратила почти $8 тысяч на 84 сообщения. Замыкает пятерку по самым большим расходам «Партия Шария» с почти $7 тысячами на 300 рекламных сообщений.

Самыми активными политиками в Facebook и Instagram стали:

Среди «других страниц» (все страницы, транслирующие политическую рекламу в социальных сетях, но не принадлежащие политикам или партиям: СМИ, общественные организации, лидеры мнений и т.п.) лидером по расходам является страница телеканала «Перший незалежний», основанного журналистами подсанкционных каналов, связанных с пророссийским политиком Виктором Медведчуком, – почти $40 тысяч на 218 рекламных сообщений.

Второе место занимает страница новостного агентства RegioNews.ua, которое во время выборов мэра Харькова достаточно активно агитировало за Михаила Добкина. В течение 2021 года страница потратила более $29 тысяч на 562 рекламных сообщения.

Третье место принадлежит странице Киевской школы государственного управления им. С. Нижнего, потратившей более $26 тысяч на рекламу своих образовательных услуг.

Следующая позиция – за страницей подсанкционного телеканала 112.ua – более $23 тысяч на 128 рекламных сообщений политического содержания.

Замыкает рейтинг страница общественной организации «Жінки ВОЛІ – Я МОЖУ» – женское крыло политической партии «Воля». В 2021 году «Жінки ВОЛІ» потратили более $23 тысяч на 717 рекламных сообщений.

Хотя в социальных сетях регулярно публикуется политическая реклама, онлайн-агитация остается в серой зоне украинского законодательства. Именно поэтому ОПОРА рекомендует украинским законодателям в наступившем году начать работу над законодательным определением агитации в Интернете, предусмотреть юридические инструменты за нарушение ее правил и разблокировать полноценную финансовую отчетность политических партий.

Как показал 2021 год, политики и политические силы рассматривают Facebook и в меньшей степени Instagram в качестве полноценных площадок для общения с гражданами и политическими оппонентами. ОПОРА подвела итоги 2021 года – проанализировала изменения в украинское законодательство в сфере регулирования онлайн-рекламы и выявила, как они повлияли на поведение самих платформ, политиков и политических партий. Подробнее – в статье Ольги Снопок и Анастасия Романюк «Партии в социальных сетях. Два миллиона долларов за внимание потенциального избирателя».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме