Подмена. Как глава профильного комитета Шуляк и Минвосстановления гробят региональную политику

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Подмена. Как глава профильного комитета Шуляк и Минвосстановления гробят региональную политику © Рух ЧЕСНО

Пятого июня состоялось знаковое заседание Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства. Речь шла о законопроекте №9241, касающемся обновления региональной политики государства в условиях восстановления регионов от последствий российского вторжения. Законопроект инициировал глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства, местного самоуправления и региональной политики Виталий Безгин («Слуга народа»).

Дискуссия, возникшая вокруг документа, подтвердила не раз описанные ZN.UA отсутствие коммуникации между комитетом и министерством (на заседании присутствовала заместитель министра развития громад, территорий и инфраструктуры Александра Азархина), а также расхождение в базовых позициях, связанных с будущим восстановлением и развитием послевоенной Украины.

Следовательно проблема, возникшая после слияния Минрегиона и Мининфраструктуры в Минвосстановления, от которого депутаты комитета так и не дождались шагов по продолжению реформы, вышла в публичную плоскость. Безгин как глава профильного комитета был участником децентрализации и имеет отношение к правительственному Закону «О принципах государственной региональной политики», по сути выдвинул прямую претензию главе комитета Елене Шуляк, которая почему-то решила заниматься в комитете исключительно вопросами строительства, вместе с министерством отложив в стол и региональную политику, и потребности миллионов украинцев, которые за ней стоят.

Почему это сейчас так важно?

Это достаточно корректно объяснил Безгин: «Почти год назад вступил в силу базовый закон о принципах государственной региональной политики. К нашему с вами большому сожалению, надо признать, что закон остается на бумаге, потому что подзаконка не готова, она не выполняется (это ответственность Кабмина. — И.Ф.). Законопроект содержит нормы о государственной региональной стратегии — регионов и громад. Полномасштабное вторжение изменило страну. Надо актуализировать документ на уровне государства и после этого переходить на региональный и базовый уровень. Что и предлагает этот закон. Это можно было бы сделать без закона, но по неизвестным мне причинам не делается. Стратегию правительство должно переутвердить и дать новую отправную точку громадам».

Конечно, такие слова о фактической бездеятельности правительства не остались без внимания представительницы Минвосстановления. «Внесение изменений в государственную стратегию регионального развития страны в трехмесячный срок — нереалистично и нецелесообразно. Мининфраструктуры также не поддерживает исключения из заключительных и переходных положений пункта 6, обязующего сельские, поселковые, городские рады в течение 18 месяцев обеспечить стратегии развития тергромад… Это приведет к остановке стратегического планирования и нарушит трехуровневую систему регионального развития», — монотонно зачитала заместитель министра Азархина с бумажки. По ее словам, уже более 700 громад имеют стратегии развития, а еще 601 — разрабатывают проекты. И это делается для выполнения закона №2389, принятого еще в прошлом году.

Но, по словам Безгина, закон позволяет громадам, не испытавшим серьезное влияние вследствие агрессии РФ, не менять стратегию: «Более того, упомянутый закон №2389 предусматривал до 26 января образование комиссии по отнесению территорий к функциональным типам. Сейчас июнь. Большинство членов комиссии должны быть народными депутатами нашего комитета. То, что правительство в сроки, указанные законом, не выполняет требований закона, не означает, что из-за этого не нужно менять законодательство».

Пани Азархина подчеркнула, что Александр Кубраков уже отправил соответствующее письмо, и правительство готово все финализировать до октября: «Делать дополнительный закон, чтобы нас ускорить? Думаю, это неконструктивная позиция».

Представителя министерства тут же поддержала Елена Шуляк, подчеркнув, что в будущем хотела бы выносить на заседание комитета проекты, согласованные с министерством, — это было бы «правильно и логично».

«Я считаю, что неконструктивна позиция именно министерства, которое не выполняет норм закона. Коммуникация — это не письма в ответ нардепам, а информирование исполнительной властью комитета, у которого есть, в частности контролирующие функции. Поэтому послушаем местное самоуправление, поддерживающее этот закон, и не забываем, что мы работаем в децентрализованной стране», — заметил Безгин.

Нардеп добавил: если правительство будет выполнять свои обязательства и плодотворно работать с комитетом в течение июня, то законопроект не придется принимать вообще, но сейчас нардепы не видят у исполнительной ветви власти желания выполнять закон. К дискуссии приобщился еще один нардеп от «Слуги народа» Олег Дунда: «Очень часто должностные лица забывают, что комитет — это все же не придаток к министерству».

Именно здесь пани Шуляк позволила себе не очень этичное высказывание в адрес депутата. Но в конце концов все члены комитета, кроме Елены Шуляк, проголосовали за законопроект. Глава комитета воздержалась.

Почему? Дело в том, что у главы комитета и министерства сложилось очень специфическое законотворческо-правительственное взаимодействие. И связано оно со скандальной градостроительной «реформой» №5655.

Во-первых, законопроект №5655, у которого много коррупционных рисков и поэтому он негативно будет влиять на восстановление Украины, уже полгода не подписывает президент. Но это не мешает вице-премьеру Кубракову как представителю исполнительной ветви власти проводить мероприятия по имплементации инициативы, у которой даже нет статуса закона. Даже больше, министерство Кубракова предоставляет Шуляк эксклюзивный сервис — под проект №5655, который граждане требуют ветировать. Для этого даже создан отдельный сайт на правительственном домене. Другим народным депутатам для их законотворческих инициатив таких услуг не оказывают. И как их получить — тайна.

Во-вторых, законопроект №5655 по сути создал альтернативную реальность уже принятой правительством региональной стратегии, которая утверждена вышеупомянутым законом о принципах региональной политики.

Об этом подробно в статье «Государственная региональная политика-2023: быть или не быть?» еще в январе написали один из авторов децентрализации и закона о государственной региональной стратегии, директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук, эксперт по региональному развитию Юрий Третяк и экс-заместитель министра развития громад и территорий Иван Лукеря.

«Пока стройная законодательная основа для создания понятной системы планировочных документов для восстановления Украины не сформирована. В то же время есть два вида конкурирующих планировочных документов на региональном и местном уровнях, — акцентируют внимание авторы. — Неестественное включение в Закон «О регулировании градостроительной деятельности» документов вне предмета правового регулирования этого закона внесло конкуренцию и на уровне стратегического планирования территориальных громад. Так, Законом «О принципах государственной региональной политики» определено, что территориальные громады разрабатывают «стратегии развития территориальных громад». В то же время Закон «О регулировании градостроительной деятельности» оперирует понятием «концепция интегрированного развития территории территориальной громады», которая определена «документом стратегического планирования».

На наш взгляд, такая ситуация неприемлема. Система планировочных документов для восстановления должна быть единой, понятной, такой, что не допускает фрагментации и обеспечивает восстановление и развитие территорий. Нужно сделать все, чтобы за квадратными метрами, тоннами и километрами не затерялись люди. Для этого необходимо быстро пересмотреть и согласовать между собой два закона — «О регулировании градостроительной деятельности» и «О принципах государственной региональной политики», нормы которых не могут конкурировать, а только дополнять друг друга. Люди определяют потребности в восстановлении, на людей должна быть направлена инфраструктура, которая восстанавливается».

В конце концов профильный комитет, поддержав инициативу главы подкомитета Безгина, сделал первый шаг в направлении здравого смысла. Но эта ситуация стала еще одним маркером некомпетентной и, по сути, антигосударственной позиции главы профильного парламентского комитета Елены Шуляк и, к сожалению, Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры Украины, которое уже на старте оказалось втянутым в аферу законопроекта №5655. Но никогда не поздно сказать «стоп». Тем более если речь идет не только о репутации конкретных политиков и чиновников, но и о будущем государства.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме